Найти тему

Что общего у Христианства и психоанализа?

Первородный грех
Первородный грех

Откуда берутся жадность, зависть, жесткость, извращения, ложь, воровство, гордость? Психоанализ дает неожиданный ответ на этот вопрос. Все беды нашего мира из-за спора отцов и детей, который Фрейд назвал эдиповым конфликтом. Удивлены? Не торопитесь и вы удивитесь еще больше. Вот краткое содержание гомеровского мифа об Эдипе, который дал имя конфликту. Царю Лаю было предсказано, что его убьет собственный сын. Поэтому он тщательно остерегался деторождения. Однако, как-то в нетрезвом состоянии, не удержался и... в результате у него родился сын. Царь приказал проткнуть младенцу ноги и пустить в люльке по реке навстречу верной смерти. Но младенец не погиб, его нашли и выходили простые люди, которое дали ему имя Эдип. Эдип вырос и возмужал, но и ему было предсказано, что он убьет отца и женится на матери. Чтобы избежать этого, он покинул своих приемных родителей, которых считал своими биологическими отцом и матерью. В пути Эдип случайно встречает царя Лая и в результате дорожного конфликта убивает его. Потом совершает подвиг, который делает его царем Фив и соответственно мужем его матери, царицы Иокасты. Захватывающий сюжет? Да, но не оригинальный. Более того, это основной сюжет мифологии, мировых религий и искусства на протяжении тысячелетий.

Мифы о Саргоне, Моисее, Кире и др., объединяет, то что главного героя в младенческом возрасте отправляют плыть в корзине, бочке или другой бытовой принадлежности по воле волн. «Засмолили, покатили, и пустили в Окиян —Так велел-де царь Салтан». Да-да, это оригинальное прочтение того же сюжета.

Еще более интересно появление страшного культа Ваала у финикийцев (ханаанейцев), которые были родственниками ветхозаветных евреев, с которыми их связывали язык и культурное наследие. Ваал сын бога, творца мира, земли и времени, свергает и оскопляет серпом отца и занимает его престол. Культ Ваала требовал человеческих жертвоприношений, в том числе убиение собственных детей, сожжением в огне. Ваал изображался в виде тельца с рогами, отсюда известное выражение поклонится золотому тельцу. Нам в христианской традиции он известен, как Веельзевул, злой демиург, князь бесовский. Вааль-зеву́л — это одна из инкарнация Ваала в виде мухи (от ивр. ‏בעל זבוב‏ [Бааль-Зевув]. Как снова не вспомнить Пушкина: «В муху князь оборотился, Полетел и опустился. Между моря и небес, На корабль — и в щель залез».

Очевидно, что появление подобного мифа не является ни случайностью, ни совпадением. Он есть у разных народов. В древнегреческой мифологии Зевс обрел свою власть, победив и оскопив своего отца Кроноса. Кронос, в свою очередь, обрел свою власть, победив и оскопив серпом своего отца Урана. В древнеегипетской мифологии Гор после восьмидесяти лет противостояния с Сетом (Сатаной) получает царство, оскопив его. Нетрудно заметить, что в мифологии и религии древних народов серп используется, как традиционный инструмент для разрешения конфликта отцов и детей. В их основе мы видим яростную атаку на творца-родителя, обличенного властью, c целью занять его место.

Этот конфликт является стержневым для христианства, так как оно основано на катастрофе восстания падшего творения Божия, сатаны, против своего Творца и введении в грех первых людей Адамы и Евы, которые передали свою греховную, поврежденную природу всем последующим поколениям, всем нам.

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории, так же является тем, с чем рождается каждый из нас. Каждый из нас имеет врожденную потребность восстать против родителя, с тем, чтобы заместить его. Вместе с тем, ребенок атакует очень любимого и родного человека, к которому относится, как к богу. Развитие этого конфликта приводит к потрясению всей нашей психики и возникновению очагов напряжения в ней. Из которых, в свою очередь, развиваются зависть, жадность, ярость, гнев, сексуальные перверсии. Лучше всего эдипальное побуждение можно прояснить словами, которые произнес Змей, искушая Адама и Еву: «Будете, как боги». То есть встаньте на место Бога.