Найти тему
АиФ – Северный Кавказ

Играл в захват флага. Каким помнит Рамзана Кадырова его первая учительница

Оглавление
   Рамзан Ахматович всегда интересуется здоровьем своей первой учительницы.
Рамзан Ахматович всегда интересуется здоровьем своей первой учительницы.

Пятого октября свой праздник отмечают российские учителя, и в этот же день родился глава Чечни Рамзан Кадыров. Его первая учительница Яха Альбекова 14 октября отметит 75-летие. В интервью stav.aif.ru Яха Исмаиловна рассказала о том, каким был в школе маленький Рамзан, и как за долгие годы её работы изменились подходы к школьному обучению.

Интересовался историей

Ислам Текеев, stav.aif.ru: Яха Исмаиловна, нынешний глава республики Рамзан Кадыров - самый известный ваш ученик. Каким он был в школе?

Яха Альбекова: Маленькому Рамзану не исполнилось и шести лет, когда он пришёл в школу №1 аула Центарой (сейчас Ахмат-Юрт - Ред.) и попал в мой класс. Учился у меня с первый по четвёртый классы. Рос очень озорным ребёнком, но никаких грубых нарушений дисциплины себе никогда не позволял. Ко всем учителям относился с уважением.

- Какие качества маленький Рамзан проявлял в то время?

- Он был открытым, доброжелательным и общительным ребёнком, хотя выглядел порой очень строгим для своего возраста. Всегда стремился быть первым и побеждать, но признавал только честную и достойную победу. Старался выполнять запланированное и обещанное, чтобы слова не расходились с делом.

Активно участвовал он и в подготовке всех школьных мероприятий, когда мы придумывали разные сценки. Ему хотелось, чтобы у нас всё было безупречно.

- Как у него складывались отношения с одноклассниками?

- Рамзана с детства окружали многочисленные друзья, которые его ценили и уважали. А его команда всегда превосходила других школьников. С удовольствием помогал другим ребятам с успеваемостью.

- Как учился Рамзан и чем увлекался в школе?

- У него были хорошие отметки по всем предметам. Особенно Рамзан интересовался историей, его увлекали события и факты, связанные с прошлым. Всегда участвовал в спортивных соревнованиях. Например, мы регулярно играли в захват флага, проводили школьные турниры по прыжкам в высоту и длину.

- Проявлялись ли у него тогда лидерские способности?

- Мне хорошо запомнился один случай. В третьем классе октябрят, которые хорошо учились и были активными, обычно принимали в пионеры. Ребята старались, чтобы желанные красные галстуки получил весь класс.

Рамзану тогда шёл девятый год. Он подошёл ко мне и сказал: «Яха Исмаиловна, вы постарайтесь, чтобы у нас с успеваемостью всё было хорошо, а дисциплину и поведение в классе я возьму на себя». Своё слово он сдержал. Наш пионерский отряд всегда был лучшим среди параллельных классов.

- Кем хотел быть в школе маленький Рамзан, о чём он мечтал?

- С детства его родители дали ему установку - стать настоящим человеком. В первую очередь, желал оправдать их ожидания.

- Следили ли вы за его дальнейшими успехами в школе?

- Когда Рамзан перешёл в старшие классы, началась первая чеченская война. Учиться стало тяжело. Ни о каких занятиях спортом уже не было и речи.

- Когда вы почувствовали, что гордитесь своим учеником?

- Тогда в нашей республике шли боевые действия. Окончив школу, Рамзан стал настоящим помощником и верным другом для своего отца Ахмата-хаджи Кадырова, воевал плечом к плечу с ним. Всегда был рядом с ним до его смерти.

- Удалось ли ему, на ваш взгляд, реализовать свои детские мечты, стать тем, кем мечтал?

- Рамзан всегда хотел помогать другим людям. Думаю, у него это получилось после прихода на должность главы Чечни. Тогда на нашу землю вернулись мир и спокойствие, исполнилась мечта его отца.

За короткое время Рамзан доказал, что он не только отважный воин, но и созидатель с большой буквы. За те годы, что он руководит нашей республикой, сделано очень многое. Постоянно меняется облик городов и районов.

- Бывает ли Рамзан Ахматович у вас в гостях?

- Хоть мы с ним и односельчане, но живём не близко, а село у нас большое. Вдобавок у Рамзана много работы, поэтому он редко приезжает на малую родину. Чаще виделись на школьных мероприятиях. Всегда спрашивает меня о моём здоровье.

В этом году первого сентября он приходил к нам на линейку. Тогда я ему и сказала, что решила уйти на пенсию и отдохнуть, так как отработала 54 года. Он очень удивился.

Грамотных было мало

- Яха Исмаиловна, когда вы решили стать учителем?

- Я мечтала об этом с детства. В школе желание окрепло. Мне нравилось учиться, и я любила всех своих педагогов, прислушивалась к ним. Кстати, они и посоветовали мне продолжить учёбу, когда окончила восемь классов с отличием. Сказали, что я очень способная девочка.

- Как отнеслись к вашему желанию родители?

- После возвращения чеченцев на родину из депортации в 1957 году грамотных людей в народе было очень мало. А девочкам не разрешали учиться после школы. Мама не отпускала меня. Её уговорил отец, который был немного грамотным.

- Где вы получали профильное образование?

- Окончила педагогическое училище №2 в Гудермесе. Оно тогда только открылось. В 1968 году начала работать в школе №2 Центароя.

- Помните, как пришли на свой первый урок, сильно волновались?

- Мне всегда нравились дети. А в школе я полюбила их ещё сильнее, особого волнения не было.

- Приходилось ли обращаться за советом к коллегам, как они вам помогали?

- Когда я начала работать, большинство учителей были пожилыми, молодых коллег почти не было. Всегда смотрела, как другие педагоги ведут свои уроки, перенимала опыт, чтобы мои ребята не были слабее. Мы с интересом ходили друг к другу на занятия.

- Чему тогда обучали детей в начальных классах?

- Учила их читать, грамотно и красиво писать, считать до 10, решать простые арифметические задачи и примеры. Позже в программе появились правила правописания, более сложные математические задачи и счёт уже до 1000.

- Сложно ли было найти общий язык с детьми и добиться хорошей успеваемости?

- Малыши приходят в школу , похожие на чистый лист бумаги. Именно от учителя и зависит, что на нём появится. Это очень ответственный момент.

Когда я начинала работать, не было телевизоров, смартфонов и других гаджетов. Дети жадно слушали и впитывали мои слова. Когда им читала сказки и рассказы, всегда просили дочитывать. Им очень хотелось узнать, что будет в конце. Мы вместе искали поучительные моменты и мораль.

Со слабыми учениками старалась заниматься после уроков, несмотря на нехватку времени, чтобы они смогли догнать успевающих. Детям, которые плохо понимали русский язык, переводила на чеченский.

- В те времена не было такой поддержки педагогов со стороны государства, как сейчас...

- Когда начинала работать, за классное руководство платили 65 рублей. С увеличением стажа зарплата, конечно, понемногу увеличивалась.

- Как работали, когда в республике начались военные действия?

- Наше село постоянно обстреливали, включая школу. Отопления в ней не было, крыши прохудились. Дети мёрзли в холода, поэтому мы не заставляли их ходить на занятия. Сами дежурили в школе, чтобы она не стала огневой точкой. Из 30 детей в классе на уроки приходили всего несколько ребят, но мы всё равно с ними работали.

Здание при возможности ремонтировали. Когда республику возглавил Ахмат-хаджи Кадыров, стало легче. Со временем школу обновили и назвали его именем. Сейчас её сложно узнать. Появилась пристройка, современный спортзал и дополнительные кабинеты. В этом году сделали масштабный ремонт.

Программа стала сложнее

- У вас солидный педагогический стаж - более 50 лет. Насколько изменился процесс обучения за эти годы?

- Программа стала намного сложнее, а дети более рассеянные, не то, что первые мои потоки. Раньше мне достаточно было постучать мелом по доске, чтобы ребёнок перестал отвлекаться. Сейчас у большинства из них есть разные гаджеты, это очень мешает на уроках.

- Насколько охотно сейчас трудятся учителями ваши молодые коллеги?

- Я вижу, что они с охотой идут на работу, стараются дать детям все необходимые знания.

- За полвека, что вы отработали, серьёзно поменялись методы и подходы в обучении детей. Активно применяются новые информационные технологии. Как вы к этому относитесь?

- Появилось много полезного вспомогательного оборудования. Например, интерактивная доска. Она очень помогала мне на уроках по окружающему миру. Так дети лучше усваивают материал.

- Можно ли сказать, что в Чечне учителя обеспечены комфортными условиями труда?

- Сейчас в школах для них хорошие условия, учителя получают достойные зарплаты. Есть, конечно, и так называемые контрактники, потому что кадров не хватает.