Найти тему
МИР БЕЗ СИРОТ

"БРОШЕННЫЕ ДЕТИ"

Уважаемые коллеги и друзья, хочу ещё раз представить Вам, более чем 10-ти летнее научное исследование, посвященное детям, живущим в учреждениях для детей-сирот интернатного типа:

Брошенные дети: депривация, развитие мозга и борьба за восстановление

«Вы держите в руках уникальную книгу.

В ней представлены результаты многолетнего исследования того, как влияет на развитие детей проживание в закрытом учреждении (доме ребенка, детском доме или доме-интернате).

Это исследование приводит неоспоримые доказательства того, что перевод в семью помогает улучшить развитие ребенка и преодолеть многие негативные последствия, возникшие в результате проживания в учреждении.

Лонгитюдное исследование(научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки), представленное в этой публикации, убедительно доказывает, что воспитание в семье является жизненно необходимым для развития ребенка, не менее важным, чем количество и качество еды и своевременная медицинская помощь.

Оно проведено согласно «золотому стандарту» исследований, с использованием самых современных технологий, включающих не только методы психологического тестирования, оценку развития ребенка, но и самые современные медицинские технологии, например, методы нейровизуализации (ЭЭГ, вызванные потенциалы головного мозга, МРТ) и генетические тесты, регистрирующие эпигенетическое влияние окружающей среды.

Человеческое общество всегда стремилось позаботиться о своих детях и обеспечить им наилучшее развитие.

Эта забота основывывается на понимании важнейших интересов и потребностей ребенка. Собственно, понимание этих потребностей всегда тесно связано с тем, как устроена сама система заботы о них.

Учреждения (дома ребенка, детские дома, приюты, интернаты) многие годы считались местом, в котором всегда готовы позаботиться о ребенке, по разным причинам оставшемся без родителей.

Подобные учреждения — не советское и уж тем более не российское изобретение.

Первые приюты для детейсирот и детей, оставленных родителями, создавались еще в средневековой Европе.

Общество было готово позаботиться о них, предоставляя им кров, еду и воспитателей, которые выбрали уход за детьми делом своей жизни.

К сожалению, многие дети, попавшие в подобные приюты, довольно рано погибали. Это объяснялось вспышками заболеваний, недостатком финансирования, а также тем, что дети могли иметь не самую лучшую наследственность.

Постепенно с развитием медицины удалось наладить систему вакцинации, однако смертность в таких учреждениях была по-прежнему необычайно высокой, а результаты развития детей оставляли желать лучшего.

Еще в начале ХХ века появились первые предположения о том, что индивидуальная забота является важным фактором не только для успешного развития ребенка, но и для его выживания.

Работы Рене Шпица и Джона Боулби, опубликованные в середине XX века, показали, что для развития ребенка необходимы не только физические условия, но и индивидуальные отношения с заботящимся взрослым.

Эти открытия положили начало реформам в системе заботы о детях в развитых странах.

Постепенно закрытые учреждения стали трансформироваться в институт приемного воспитания.

Приемные семьи стали для огромного количества детей возможностью не только лучше развиваться, но и полнее реализовывать свой потенциал.

Однако, несмотря на понимание важности семейной заботы, долгие годы научное сообщество не могло ответить на вопрос, чего же недостает в системе интернатного воспитания, какие именно сферы развития ребенка подвержены негативным влияниям и почему это происходит.

У ученых и практиков также не было убедительных данных о том, что именно дает ребенку воспитание в семье и почему оно является критически важным, на какие сферы развития и каким образом влияет.

Поэтому им приходилось оперировать не фактами, а абстрактными концепциями «любви и гуманности», обсуждая возможные формы ухода за детьми.

Это приводит к тому, что до сих пор остается множество людей, которые считают, что достаточно назначить «хорошего» директора учреждения и подобрать необходимое количество квалифицированных специалистов, и тогда у детей, проживающих там, все будет хорошо.

Однако в реальности это не так.

Ни смена директора, ни новое название учреждения, ни обучение персонала или вливание дополнительных средств не смогут заменить ребенку семью.

Так уж устроены все мы — чтобы успешно развиваться, нам нужны постоянные близкие люди, которые о нас заботятся.

Только чтобы окончательно поверить в это, человечеству потребовалось проведение широкомасштабных научных исследований.

Книгу о главном из них вы и держите сейчас в руках.

Исследование, о котором в ней пойдет речь, было проведено в Румынии на рубеже XX и XXI веков.

Его результаты показывают, что система группового воспитания негативно влияет на все сферы развития ребенка — физическое, когнитивное, языковое, социально-эмоциональное.

Это влияние прослеживается на разных уровнях — особенности поведения, способности строить отношения с другими, развитие мозга и даже негативные изменения на генетическом уровне.

Кажется, что родительская любовь и забота действительно способны творить чудеса.

Но у этих чудес есть вполне научные объяснения, с которыми знакомят нас авторы книги.

Перевод детей в приемные семьи может восполнить многие дефициты, однако не все негативные последствия пребывания в учреждении быстро исчезают сами собой.

На восстановление могут потребоваться серьезные ресурсы и годы жизни в теплых, принимающих семейных условиях.

А в некоторых сферах без помощи специалистов многие трудности, связанные с проживанием в учреждении, могут оставаться на долгое время и существенно мешать успешной адаптации ребенка.

Главный вывод, к которому подводит нас эта книга: найти каждому ребенку семью — это не просто красивый лозунг или вопрос гуманности.

Это жизненная необходимость для ребенка и насущная потребность для общества.

Результаты исследования, которые представлены в данной книге, важны для всего мира.

И мы невероятно рады, что они стали доступны и для российских читателей.

Понимание потребностей детей важно для определения приоритетов семейных форм воспитания и развития системы помощи в нашей стране.

Россия — уникальная страна с удивительной историей и культурой, однако потребности детей во всем мире являются общими — жить в семье, в окружении небольшого количества близких людей, которые ежедневно заботятся о нем.

Мы гордимся тем, что русское издание этой книги выходит при поддержке Фонда «Обнажённые сердца», который развивает программу «Каждый ребенок достоин семьи» с 2011 года.

Основная задача этой программы, чтобы все дети в нашей стране жили в семьях и могли реализовывать свой потенциал.

Осознание того, что происходит с детьми, испытавшими глубокую депривацию в раннем возрасте, чрезвычайно важно: оно не только углубит научное понимание роли опыта в развитии мозга, но и позволит государствам определить, как лучше заботиться о детях, потерявших родителей.

file:///C:/Users/пк/Documents/2022/Родительская%20Палата/Брошенные%20дети%20Румыния%20(1).pdf