Уважаемые коллеги и друзья, хочу ещё раз представить Вам, более чем 10-ти летнее научное исследование, посвященное детям, живущим в учреждениях для детей-сирот интернатного типа:
«Вы держите в руках уникальную книгу.
В ней представлены результаты многолетнего исследования того, как влияет на развитие детей проживание в закрытом учреждении (доме ребенка, детском доме или доме-интернате).
Это исследование приводит неоспоримые доказательства того, что перевод в семью помогает улучшить развитие ребенка и преодолеть многие негативные последствия, возникшие в результате проживания в учреждении.
Лонгитюдное исследование(научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки), представленное в этой публикации, убедительно доказывает, что воспитание в семье является жизненно необходимым для развития ребенка, не менее важным, чем количество и качество еды и своевременная медицинская помощь.
Оно проведено согласно «золотому стандарту» исследований, с использованием самых современных технологий, включающих не только методы психологического тестирования, оценку развития ребенка, но и самые современные медицинские технологии, например, методы нейровизуализации (ЭЭГ, вызванные потенциалы головного мозга, МРТ) и генетические тесты, регистрирующие эпигенетическое влияние окружающей среды.
Человеческое общество всегда стремилось позаботиться о своих детях и обеспечить им наилучшее развитие.
Эта забота основывывается на понимании важнейших интересов и потребностей ребенка. Собственно, понимание этих потребностей всегда тесно связано с тем, как устроена сама система заботы о них.
Учреждения (дома ребенка, детские дома, приюты, интернаты) многие годы считались местом, в котором всегда готовы позаботиться о ребенке, по разным причинам оставшемся без родителей.
Подобные учреждения — не советское и уж тем более не российское изобретение.
Первые приюты для детейсирот и детей, оставленных родителями, создавались еще в средневековой Европе.
Общество было готово позаботиться о них, предоставляя им кров, еду и воспитателей, которые выбрали уход за детьми делом своей жизни.
К сожалению, многие дети, попавшие в подобные приюты, довольно рано погибали. Это объяснялось вспышками заболеваний, недостатком финансирования, а также тем, что дети могли иметь не самую лучшую наследственность.
Постепенно с развитием медицины удалось наладить систему вакцинации, однако смертность в таких учреждениях была по-прежнему необычайно высокой, а результаты развития детей оставляли желать лучшего.
Еще в начале ХХ века появились первые предположения о том, что индивидуальная забота является важным фактором не только для успешного развития ребенка, но и для его выживания.
Работы Рене Шпица и Джона Боулби, опубликованные в середине XX века, показали, что для развития ребенка необходимы не только физические условия, но и индивидуальные отношения с заботящимся взрослым.
Эти открытия положили начало реформам в системе заботы о детях в развитых странах.
Постепенно закрытые учреждения стали трансформироваться в институт приемного воспитания.
Приемные семьи стали для огромного количества детей возможностью не только лучше развиваться, но и полнее реализовывать свой потенциал.
Однако, несмотря на понимание важности семейной заботы, долгие годы научное сообщество не могло ответить на вопрос, чего же недостает в системе интернатного воспитания, какие именно сферы развития ребенка подвержены негативным влияниям и почему это происходит.
У ученых и практиков также не было убедительных данных о том, что именно дает ребенку воспитание в семье и почему оно является критически важным, на какие сферы развития и каким образом влияет.
Поэтому им приходилось оперировать не фактами, а абстрактными концепциями «любви и гуманности», обсуждая возможные формы ухода за детьми.
Это приводит к тому, что до сих пор остается множество людей, которые считают, что достаточно назначить «хорошего» директора учреждения и подобрать необходимое количество квалифицированных специалистов, и тогда у детей, проживающих там, все будет хорошо.
Однако в реальности это не так.
Ни смена директора, ни новое название учреждения, ни обучение персонала или вливание дополнительных средств не смогут заменить ребенку семью.
Так уж устроены все мы — чтобы успешно развиваться, нам нужны постоянные близкие люди, которые о нас заботятся.
Только чтобы окончательно поверить в это, человечеству потребовалось проведение широкомасштабных научных исследований.
Книгу о главном из них вы и держите сейчас в руках.
Исследование, о котором в ней пойдет речь, было проведено в Румынии на рубеже XX и XXI веков.
Его результаты показывают, что система группового воспитания негативно влияет на все сферы развития ребенка — физическое, когнитивное, языковое, социально-эмоциональное.
Это влияние прослеживается на разных уровнях — особенности поведения, способности строить отношения с другими, развитие мозга и даже негативные изменения на генетическом уровне.
Кажется, что родительская любовь и забота действительно способны творить чудеса.
Но у этих чудес есть вполне научные объяснения, с которыми знакомят нас авторы книги.
Перевод детей в приемные семьи может восполнить многие дефициты, однако не все негативные последствия пребывания в учреждении быстро исчезают сами собой.
На восстановление могут потребоваться серьезные ресурсы и годы жизни в теплых, принимающих семейных условиях.
А в некоторых сферах без помощи специалистов многие трудности, связанные с проживанием в учреждении, могут оставаться на долгое время и существенно мешать успешной адаптации ребенка.
Главный вывод, к которому подводит нас эта книга: найти каждому ребенку семью — это не просто красивый лозунг или вопрос гуманности.
Это жизненная необходимость для ребенка и насущная потребность для общества.
Результаты исследования, которые представлены в данной книге, важны для всего мира.
И мы невероятно рады, что они стали доступны и для российских читателей.
Понимание потребностей детей важно для определения приоритетов семейных форм воспитания и развития системы помощи в нашей стране.
Россия — уникальная страна с удивительной историей и культурой, однако потребности детей во всем мире являются общими — жить в семье, в окружении небольшого количества близких людей, которые ежедневно заботятся о нем.
Мы гордимся тем, что русское издание этой книги выходит при поддержке Фонда «Обнажённые сердца», который развивает программу «Каждый ребенок достоин семьи» с 2011 года.
Основная задача этой программы, чтобы все дети в нашей стране жили в семьях и могли реализовывать свой потенциал.
Осознание того, что происходит с детьми, испытавшими глубокую депривацию в раннем возрасте, чрезвычайно важно: оно не только углубит научное понимание роли опыта в развитии мозга, но и позволит государствам определить, как лучше заботиться о детях, потерявших родителей.
file:///C:/Users/пк/Documents/2022/Родительская%20Палата/Брошенные%20дети%20Румыния%20(1).pdf