Найти тему
Binary Filosofy/ФИЛОСОФИЯ

ГУМАНИЗМ В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ

Перед тем как рассматривать влияние гуманизма на нашу с вами действительность, следует обсудить, что он представляет из себя, как зародился и как умер (или нет).

Для начала обратимся к этимологии: понятие происходит от лат. «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный, «humanitas» – человеческая природа, что совершенно не случайно, ведь возникновение в Эпоху Возрождения обязывает к отсылкам на Античность, как к идеалу в умах образованных итальянцев, занимавшимися изучением и комментированием литературы Древней Греции и Рима. Некоторые западные историки (П.О.Кристеллер) склонны видеть в гуманизме Ренессанса исключительно технический термин, обозначавший четкую культурно-педагогическую программу гуманитарных дисциплин (грамматика, риторика, история, поэтика, этика и др.), но другие (Э.Гарэн) придают этому явлению принципиальную важность новой философской идеи понимания природы и назначения человека. По словам Я.Буркхардта, «именно в Италии эпохи Возрождения человек и человечество были впервые познаны в полной мере и в их глубочайшей сущности. Уже одного этого достаточно, чтобы проникнуться вечной благодарностью Ренессансу. Логическое понятие человеческого (Menschheit) существовало с давних пор, но только Возрождение вполне познало суть этого понятия».

Важным будет указать и на позицию других исследователей в вопросе развития гуманизма. Конечно, мало кто будет оспаривать факт того, что гуманизм — это продукт Ренессанса, но Повилайтис А.В. задает вопрос: как могло возникнуть нечто новое, в период возрождения старого и при этом не иметь в этом старом никакой базы. И вот эту «базу» гуманизма он предлагает искать не только в Античности, но и Древнем Востоке. И мы позволим себе процитировать его статью из журнала «Архонт»:

«Например, такое философско-религиозное учение, как буддизм, считается самым гуманным по сравнению с всеми иными школами астики и настики в Древней Индии. Если же говорить о Древнем Китае, то идею гуманности в философию ввёл Конфуций. Л.А. Швачкина пишет, что «в целом конфуцианство классически выразило фундаментальный принцип восточной цивилизационной традиции, связанный с особой социальной ролью этических воззрений и в том числе милосердия, гуманности – субстанционализм». Но вместе с этим исследователь отмечает, что «гуманность как идеал и как практика выражает в конфуцианстве давление авторитета традиции над человеком – она не выделена как область личной и свободной рефлексивной убежденности в необходимости совершения добра». Великий китайский философ считал, что гуманными могут позволить себе быть только аристократы («большие люди»), поскольку для всех остальных, занятых проблемами выживания, это будет непозволительная роскошь.»

К таким же выводам приходят ученые П.С. Ревко-Линардато и И.Н. Титаренко, утверждая, что «…корни европейского гуманизма следует искать не только и не столько в философских идеях Ренессанса, но и в учениях гораздо более ранних культурных эпох, уделяя особое внимание выявлению сложных идейных и кросскультурных влияний».

Но для нас не так важно, какую именно эпоху считать колыбелью гуманизма, учитывая, что итальянское Возрождение поглощает все их идеи, где античный космоцентризм и средневековый (не=плохой!) теоцентризм вступает в полемику с антропоцентричностью новой картины мира Возрождения. В ней человек занимает некоторое «серединное» место между Богом и Природой. И для дальнейшего рассуждения мы позволим себе ввести некоторое понятие гуманизма, как особого типа философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. Гуманизм предполагает такое отношение к человеку, какое будет утверждать его свободу и достоинство независимо от исполняемых им социальных ролей, и усматривать в нем самостоятельный источник творческих сил. Знание о человеке является единственно доступным для людей, таким образом, возникает «неоспоримый» приоритет гуманитарного знания пред другими естественнонаучными. Петрарка, один из первых итальянских гуманистов, пишет: «к чему знать свойства зверей, птиц, рыб и змей, если не знать или не желать узнать природу человека, ради чего мы рождены, откуда приходим и куда идем».

-2

При всем сказанном, сам человек является не только объектом познания, но и его субъектом, опирающимся в действиях на собственный разум и творческие потенции, что особенно подчеркивает свободность в сотворении себя и собственной природы. Это и было главное открытие гуманизма, повлиявшее на рационалистическую мысль Нового времени о решающей роли человеческого разума как в познании мира, так и в создании общественно-политических форм устройства социума. Но большую роль гуманистический идеал свободной, самосозидательной индивидуальности сыграл в становлении мечты об обществе, в котором она полностью реализована в жизнь-в первых коммунистических утопиях (Т.Мор, Т.Кампанелла и др.).

В XIX- XX вв. на постклассическом этапе развития философии гуманизм сталкивается с кризисом и критикой основных идей, вызванной сомнением в мысли о человеке, как свободном и автономном субъекте. Тут и Ницше борется со всем «слишком человеческим», говорит о гибели христианской культуры в современном мире и переход к «сверхчеловеку» с его «волей к власти» (справедливости ради, тема об отношении Ницше к гуманизму до сих пор остается до конца не раскрытой). Сам XX в. полон критиков, уверенных в том, что гуманизм – одна из причин резкого снижения духовного уровня, разрыва с морально-религиозными и аристократическими ценностями средневекового общества. А по мнению русского философа Н.А.Бердяева, главный изъян гуманизма – в отрыве человека от Бога, в утверждении «человекобожества» (в противоположность «богочеловечеству»), что в конечном счете ведет к самоистреблению человека и иссяканию его творческих сил, возникновению нигилизма (Ницше) и социализма (Маркс). Но существуют философские течения (преобладают критики капитализма, подавляющего человека), где гуманизм сохраняет значение основной культурной ценности. В основном это мыслители левых взглядов, например неомарксисты, в частности Франкфуртская школа (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе), неофрейдисты (Э.Фромм) и др.

-3

Такое весьма печальное положение гуманизма очень волнует экзистенциалистов. М.Хайдеггер видит причину несостоятельности новоевропейского гуманизма в приоритезации субъективной позиции человека в познании и покорении наукой и техникой «истины бытия». Этой, по своей сути, антигуманистической позиции противостоит французский философ Ж.-П.Сартра, трактующего экзистенциализм как гуманизм, главной идеей которого апелляция к человеку, как к конкретному и свободному индивиду (абсолютному субъекту), познающим «истины бытия» только сквозь самого себя.

-4

Говоря о совсем современной философии, линия исследования гуманизма (или «теоретического антигуманизма») прослеживается среди различного рода структуралистов и постструктуралистов. Хотя некоторые, такие как К.Леви-Стросс отрицали свою причастность к антигуманизму, в смысле исключения из анализа общества и культуры человеческую субъективность, растворенную в структурах, и видел истину в провозглашении безусловного первенства безличных и объективных структур над человеком. Эта и подобные установки породили в постструктурализме тезис «смерти человека» в различных «дискурсивных практиках» (М.Фуко), к технике постмодернистской «деконструкции» (Ж.Деррида), которая исключает любые ценностно-мировоззренческие ориентиры и цели. Эти поиски «нового гуманизма» полностью соответствуют духу нашего времени. В западной философии ведется занимательные дискурсы среди «новых правых», христиан – католической и протестантской мысли (К.Барт, Ричард Нибур, П.Тиллих), и нельзя забывать неотомистский проект «интегрального гуманизма» Ж.Маритена.

Споры вокруг рождения, смерти, перерождения, возрождения гуманизма свидетельства не сколько глубокого кризиса этой идеи, сколько её огромного значения для прошлого, настоящего и будущего человечества.