Некоторое время назад нашла в коллекции Национального музея Шотландии серию роскошных иллюстраций Джорджа Барбье 1920-х годов, изображающих сцены из жизни современной богемы. В некоторых иллюстрациях изображены дамы, одетые в модные платья «Robe de style», созданные Жанной Ланвен в 1920-х годах.
Меня заинтересовала история этих платьев, однако информации о них не так много, исследователями в основном отмечается только то, что эти платья создавались Жанной Ланвен, как женственная альтернатива модным в то время прямым силуэтам, отвергаемым некоторыми консервативно настроенными женщинами. Я решила изучить этот вопрос подробнее и пришла к интересным выводам.
Начнем с того, что попробуем понять, что представляла собой мода 1920-х годов. Период с конца Первой Мировой войны и до Биржевого краха 1929 года ознаменован первыми наиболее серьезными успехами в борьбе женщин за свои права и их интеграцией в недоступные прежде сферы деятельности. В связи с этим меняется и мода. Силуэт «песочные часы» сменил прямой, мальчишеский силуэт, без выраженной груди и бедер. Доминирующим фасоном становятся платья-чехлы – прямые, укороченные, с заниженной талией и без акцента на грудь.
Прически также были с оглядкой на мальчуковость. Появилась стрижка «à la garçonne» (с фран. – под мальчика) или «bubikopf» (c нем. – маленькая или детская голова). Волосы коротко остригались и завивались, слегка приподнимаясь на затылке. Также в 1920-е появилась стрижка каре, не требовавшая завивки.
Все эти модные тенденции были символом эмансипированной женщины и ориентиром для модных дизайнеров, которые начинают активно экспериментировать с новым силуэтом.
В представленных выше иллюстрациях Джорджа Барбье, и ряде других модных иллюстраций можно увидеть множество разных платьев, длинных и укороченных, украшенных фальш-юбкой из кружева шантильи, или имеющих юбку из перьев. Но все они схожи в том, что создаются для прямой андрогинной фигуры.
К тому же типу платьев можно отнести и придуманные Ланвен платья «Robe de style». Они тоже имеют прямой силуэт, заниженную талию, отсутствие акцента на грудь и главную отличительную черту – пышную, расширенную по бокам юбку на кринолине в стиле XVIII века.
Именно сходство фасона этих платьев с модными в 1920-е годы силуэтами не позволяет отнести их к категории консервативных, они скорее своеобразная попытка привнести в образ современной эмансипированной женщины нечто игривое, псевдоисторическое, дать ей почувствовать себя женственной, но по-новому, в том мире, где предполагается, что она уже стала более свободной.
И, пожалуй, только современная эмансипированная женщина может позволить себе играть в женственность в платьях, истоки которого можно найти в мужской одежде прошлых эпох. И вот тут начинается самое интересное.
Традиционно принято видеть в платьях «Robe de style» лишь заимствование юбки из французских женский платьев XVIII века. Но тогда же в XVIII веке существовали костюмы, у которых с платьями «Robe de style» гораздо больше общих черт. Это мужские оперные костюмы, имеющие заниженную талию и короткую (до колен или выше) расширенную по бокам юбку на кринолине.
Изучив мужской исторический костюм, я пришла к выводу, что в разные века в мужской моде частенько появлялись наряды с заниженной талией, тогда как в женской моде талия могла только подниматься под грудь. Таким образом, учитывая время появления платьев Жанны Ланвен, мне кажется вероятным заимствование конструкции платья из мужского наряда прошлых эпох.
Что еще мешает отнести эти платья к консервативным? Консервативные взгляды, как утверждается, отрицали современные мальчишеские силуэты платьев 1920-х годов, рассчитанные на эмансипированных девушек и, логично считать, что они должны были ориентироваться на моду предшествующего периода, 1915-1918 годов, типичными элементами которой была нормальная линия талии и суженная книзу или слегка расклешенная или в некоторых моделях пышная юбка, и не стянутая корсетом грудь.
Многие модельеры в 1915-1918 годах создают женственные наряды с кружевом и рюшами, апеллирующие к прошлым эпохам, что лучше всего демонстрируют некоторые вечерние платья Жанны Пакен из летней коллекции 1916 года.
Кстати, и среди вариаций платьев «Robe de style» можно увидеть модели с зауженной талией и несколько иначе скроенной юбкой, но эти платья, учитывая, что их гораздо меньше, можно считать скорее исключениями, сшитыми вероятно для отдельных дам по особым запросам или возможно не совсем корректно атрибутированными.
«Ревущие двадцатые» заканчиваются Биржевым крахом, Великой депрессией, и очередными изменениями модного силуэта. Женская талия возвращается на свое законное место, фасоны перестают трансформировать женскую фигуру под мальчишескую, а наоборот стараются по-настоящему женственно подчеркнуть изгибы женского тела. Но вместе с тем 1920-е запускают интересный процесс проникновения мужских элементов одежды в женскую моду и фактически дают начало моде «унисекс», которая достигнет кульминации сто лет спустя, в наши на самом деле чудесные 2020-е. Почему чудесные? Потому что поразмыслив об эволюции женской моды за эти сто лет, я поняла, что сегодня мы имеем бесценную возможность одеваться так, как хочется нам самим и менять стиль собственной одежды хоть ежедневно и в самых разных направлениях. От свободных джинсов и толстовок, до женственных платьев и высоких каблуков.
Еще о истории моды:
#искусство #мода #жанналанвен #ланвен #robedestyle #1920-е