Удивительная судьба педагога-мыслителя Януша Корчака и его бессмертный подвиг во имя уважения детей. Будущий писатель родился в Варшаве в 1878 году и получил имя Хенрик Гольдшмит. (В 20 лет взял литературный псевдоним «Януш Корчак»).
Школьные годы мальчика прошли в варшавской гимназии, где царила традиционная для Европы того времени жёсткая дисциплина. Уже тогда Януш понял, что взрослые пренебрегают детьми: допускались оскорбления, применялись физические наказания. Жестокость, с которой Корчак столкнулся в детстве, не только повлияла на его творчество, но и определила главную цель в жизни - отстоять право ребёнка на уважение.
В своей книге «Любовь к ребёнку» Януш Корчак писал: «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».
Детство мальчика омрачило ещё одно событие - его отец заболел шизофренией и был помещен в лечебницу. Семья Корчака быстро обеднела, ответственность за близких легла на плечи Януша.
Мальчик не сдался - прилежно учился, увлекался литературой, в 15 лет начал заниматься репетиторством, чтобы помочь матери, и ,конечно, писал свои первые работы.
Образование Януш продолжил на медицинском факультете Варшавского университета. Во время учебы работал в летних детских лагерях.
После учебы Корчака пригласили работать в детскую еврейскую больницу им. Берсонова и Бауманова. А через некоторое время мобилизовали как военного врача. Януш побывал в Берлине, Париже, Лондоне и везде посещал лекции по педагогике, осматривал школы и приюты, мечтая о своём учреждении, где будут новые методы воспитания.
В 1912 году Януш Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей. Деньги на строительство выделили меценаты.
С 1914 по 1918 год Януш провёл на фронте военным медиком. Здесь он написал свою главную книгу «Как любить ребенка». После войны педагог продолжил заниматься воспитанием детей.
Януш Корчак считал, что его приют - это община с элементами самоуправления, где дети имеют свои парламент, суд и газету. Его «дом» был признан успешным опытом, а труды и наработки педагога стали известны во всём мире.
Когда началась Вторая мировая война, немцы отправили воспитанников приюта в гетто, а 64-летнего педагога в тюрьму. Через месяц ему разрешили присоединиться к детям. И он продолжал делать все возможное, чтобы улучшить их жизнь. Его ученики даже ставили театральные постановки, несмотря на усталость и голод.
В 1942 году сирот и работников приюта было решено депортировать. Корчак понимал, что это значит,и умолял руководство организовать фабрику по пошиву военной формы, чтобы показать полезность своих воспитанников.
Корчак сознательно отклонил все предложения вывезти его из гетто и спрятать на «арийской стороне». В день депортации детей, утром 5 августа 1942 года,он отправился со своими воспитанниками в лагерь смерти Треблинка.
«Стояла ужасная жара... Этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда еще до сих пор не было. Выстроенные четверками дети. Во главе – Корчак с глазами, устремленными вперед, державший двух детей за руки.
Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать - слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками», - вспоминал историк Эммануэль Рингельблюм, который работал в архиве гетто.
В газовую камеру Януш Корчак зашёл первым, чтобы дети меньше боялись. Двоих самых маленьких нес на руках. Отвлекая внимание, рассказывал им сказку... Так он шагнул в бессмертие.
Это работы Ицхака Бельфера - выжившего воспитанника Януша Корчака. 16-летний мальчик смог тайно пересечь границу и попасть в советский Минск. Впоследствии Ицхак стал известным художником и скульптором. Всю жизнь он помнил и любил своего первого учителя.