"Книга Перемен" получила свою популярность в начале двадцатого века. В эти времена Китай становился более открытой страной и туда устремились многие исследователи. Привезя с собой древние тексты, их изучали, спорили над ними, использовали в своих трудах.
В своем "Предисловии к И цзин" Юнг указывает, что пользуется гадательным аспектом книги, а так же знакомится с её другой стороной, что оказалось для него весьма полезным.
Двоичный код Лейбница очень похож на черты (яо) триграмм! Пустота (Инь) и ясность (Ян) формируют 64 сочетания взаимодействующих триграмм. И этот 64-ричный код используется в программировании и компьютерах.
Можно бесконечно приводить примеры, но я бы хотел сегодня затронуть другую сторону И цзин - тонкое взаимодействие с сознанием, когда И цзин становится инструментом не только предсказательной системой, объясняющей каким образом поступить, а может использоваться как мощный инструмент личных трансформаций, выстраивания собственного центра и формирования сознания.
Я более 10 лет занимаюсь предсказательными техниками. Несмотря на то, что большинство из них связаны с триграммами и гексаграммами, до И цзин удалось добраться не сразу.
В И цзин, так же, как и в остальных практиках есть различие подходов. И рассмотреть их можно, сравнив два подхода: измерительный и чувственный. И, если использовать измерительный подход, то тогда мы смотрим на обстоятельства, тенденции их изменения. Чувственный подход иной, и я бы его назвал трансформационный. В нем суть чтения гексаграммы заключается в прожитии опыта, который эта гексаграммы подсказывает. То есть, каждой гексаграмме соответствует состояние, которое испытывает человек. И все они разбиты на 8 групп основных кризисов.
И, скорее всего Э. Эрикссон, разрабатывая свои уровни психо-социального развития, опирался на это понимание 8 основных кризисов.
Чувственный подход имеет глубокие корни и передается по линиям датских мастеров. Оно и понятно, этот подход очень мощный, но и тяжел для восприятия и осознания, поэтому не получил широкого распространения.
Большее распространения получил как раз измерительный подход, толкования из которого можно часто встретить на разных ресурсах.
Но, тексты чувственного подхода несколько отличаются от знакомых нам уже текстов и несут в себе более глубокую проработку.
Например разница в текстах в гексаграмме 1 Созидание:
- Погружённый дракон, нельзя применять.
- Появление дракона в пространстве поля. Польза в появлении большого человека.
- Мудрый государь до конца дня напряжённо напряжён, а вечером насторожен, словно чувствуешь угрозу. Отсутствие неприятностей.
- Быть может, и прыжок в пространство бездны. Отсутствие неприятностей.
- Летящий дракон в пространстве небес. Польза в появлении большого человека.
- Вознесшемуся дракону наличие сожаления.
- Дракон на поле.
- Земля обладает духом, у духа есть авторитет духовной эффективности.
- Мирно выращивать цветы, невозможно быть в крайности, весенний бриз.
- Весенние цветы-кокетки веют в воздухе, а осенью мрачнеют, замерзают зимой.
- Крадущийся дракон поднимается, Тигр встревожился.
6. Нет ничего темного, ничего неясного, ничего мелкого, ничего глубокого, концентрация на тонкостях дао.
Первую интерпретацию можно встретить чаще всего. Вторая относится к текстам датского монастыря. И в отличие от первого текста, где предлагается ожидать большого человека, во втором тексте Дракон уже на поле - уже проявлено вся мощь присутствия.
Используя второй подход, я заметил у клиентов очень сильные трансформационные изменения, переосмысления того, как вести себя в ситуации, не погружаясь в событийный ряд. В ближайших статьях я поделюсь практическими рассказами о том, как проходили консультации или гадание по И цзин у некоторых людей.