"Криком делу не поможешь"
Кто с хитрой рожей входит в сон, кто с детства каждому знаком... так, стоп, вот конкретно фильмов о самом знаменитом любителе полосатых свитеров я и не смотрел. Как так вышло? Да хрен бы его знал - опять же, не скажу чтобы хорроры мне кто-то запрещал смотреть, просто кассеты про Фредди Крюгера не попадались. Но сейчас-то ничего не мешает ознакомиться с культовым ужастиком от Уэса Крейвена, не так ли?
Девушке по имени Тина снятся кошмары с участием какого-то стрёмного, бомжеватого мужика - дескать, гоняет он её по котельной, и норовит ухватить когтистой перчаткой за всякое. Ни мама, ни друзяшки Тине особо не верят - мало ли чего снится, в конце-то концов! Правда вот на ближайшей же вписке девчулю начинает люто колбасить, после чего от неё остаётся только окровавленный труп. Полиция подозревает парня Тины (роцкер и наркоман же!), но вот друзья уже начинают серьёзно так сомневаться... Тем более что к ним в гости тоже во сне начинает заглядывать когтистый бомж с обожжённым мурлом.
Ну, популярность Фредди в своё время аж до киножурнала "Ералаш" докатилась, так что в массовой культуре дядька прописался намертво - тут и кроссоверы с другим киношным маньячилой, Джейсоном, и появление в качестве гостевого персонажа в видеоиграх. Только вот в рамках первого фильма как-то странно персонаж показан - да, он создаёт ощущение пограничного состояния между сном и реальностью. Но вот заслуга ли это именно образа Фредди и играющего его Роберта Инглунда, или всё-таки всё дело в давящей атмосфере фильма? Потому что я не зря тут пару раз назвал главзлодея бомжом - ибо он создаёт именно такое впечатление. Это не криповый убийца детей, а просто какой-то престарелый алкаш, словивший белочку. Единственное отличие - он может проникать в сны, и каким-то макаром материализовывать свои действия.
Тут, конечно, видно что Крейвен старался - обилие кровищи заметно (как и забавное камео "Зловещих мертвецов"), по сравнению с фильмом "У холмов есть глаза", здесь уровень насилия и общей мрачноты знатно так подкручен. Ну и стоит сказать о том, что режиссёр чуть ли не единолично изобрёл целый поджанр - подростковый ужастик. К чему я на этом акцент сделал? Ну, наверное потому что с логикой фильм дружит чисто ситуативно, а правила существования маньяка из кошмара на ходу меняются. Впрочем, спасибо что хоть предысторию кое-как впихнули, а то бедолага Фредди мог и без мотивации остаться вовсе.
Проблема киношки в том, что она местами уж как-то слишком неудачно состарилась - отдельные эффекты больше вызывают смех, чем тревогу. Это учитывая ещё и то, что поджанр молодёжных ужасов в принципе так себе дружит с этими самыми ужасами, порой сваливаясь в откровенный слэшер. Ну и какой-то чрезмерной глубины, или простихосспаде, психологизма как у Кинга, тут не дождёшься. Вот есть маньячелло, вот есть туповатые подростки, которые либо бегут, либо верещат, либо вообще ничего не делают, а вот куча способов как этих подростков на фарш пустить. Из особенностей разве что антураж ночных кошмаров, ибо хрен кто поверит в убийцу из сна.
Смотреть сейчас первый фильм немножко тягомотно, при том что он вроде идёт-то всего полтора часа, но с динамикой тут плоховато. Я бы 6 из 10 поставил, ибо вообще сугубо одноразово, и с того времени уже успели наснимать много чего поинтереснее (причём, сам же Крейвен, например). А, да, ещё тут есть Джонни Депп, ещё совсем молодой и нихера не харизматичный - его персонаж фильму вот вообще нафиг не упал, и по большей части надоедливо мотыляется на фоне (ну хоть подох со спецэффектами, и то спасибо!).
#кошмарнаулицевязов #хоррор #слэшер #кинообзор