На протяжении всей истории искусства Иисус изображался во всех его состояниях, от жизни до смерти, не говоря уже о воскресении. Работы, представляющие его, заставляют нас задуматься о человеческой природе; они вдохновляют на преданность и медитацию. Иногда созерцание его мученичества может даже утешить верующих в поисках отголоска своих страданий. Есть особая работа, которая откликается на это эхо и всегда привлекала внимание многих почитателей его творчества - Изенхеймский алтарь. Написанная между 1512-1516 годами и приписываемая Матиасу Грюневальду, она сейчас находится в Унтерлинденском музее в Кольмаре. У нас была редкая возможность взять интервью у директора и главного реставратора музея и поговорить с ними об этом конкретном шедевре.
Образ Христа
Многие знакомы с безмятежным, умиротворенным и решительным лицом Христа перед судьбой, но то, что предлагает нам здесь Грюневальд, идет гораздо дальше, чем просто иллюстрация его стигматов. Он приглашает зрителя в галлюцинаторное путешествие в последние кошмарные часы этого мученика. В этом распятии он изображает ужас события, эстетизируя неустойчивое. Грюневальду удается возвысить насилие, редко наблюдаемое в искусстве.
Какая мотивация побуждает художника создавать такие работы? Что он говорит нам об истории своих покровителей? Кем был этот «гениальный дикарь», как назвал его Йорис-Карл Гюисманс?