В залах нашей постоянной экспозиции «Русское и западноевропейское искусство XVII – начала XX веков» в Шаламовском доме хранится множество живописных сокровищ. Мы бы хотели познакомить вас с особенно яркими женскими портретами, представленными в экспозиции. Эти прекрасные портреты невольно обращают на себя внимание зрителей, вряд ли возможно пройти мимо них без восхищения незаурядностью их образов и мастерством авторов, воплотивших их в своих произведениях.
Благородная римлянка
Звучный колорит с преобладанием красного цвета и драматичный сюжет картины Герарда де Лересса «Смерть Лукреции» не оставляют зрителей равнодушными. В груди молодой и красивой знатной римлянки кровоточащая рана, рядом с ней лежит кинжал, которым она пронзила себя. Обесчещенная Секстом Тарквинием, сыном римского царя, она решила пожертвовать собой, отстаивая свою непорочность. Согласно старинной легенде, ее самоубийство, почетное в традициях того времени, послужило поводом для восстания против правящей династии и учреждения в 509 г. до н.э. первой Римской республики.
Загадочная помещица
Ярким, строящимся на контрасте колоритом и интересными деталями выделяется среди других картин парадный портрет расположившейся на террасе загородного имения молодой помещицы, одетой по моде 1840-х годов. Своим бытованием он связан с Вологодским краем. Последним владельцем картины был Волков, отсюда и фамилия модели с вопросом, но до него картина принадлежала другим людям. В нашей губернии были и мелкопоместные дворяне Волковы, состоявшие в родстве с такими же местными помещиками, и купцы Волковы. Аналогов живописной манере автора картины пока найти не удалось. Это портрет загадочен во всех отношениях.
Нижегородская модница
Необычную прическу модели с перевитыми лентами волосами отметили в этом портрете специалисты по истории костюма. Фамилия дамы стала известна благодаря наклейке на обороте картины с надписью сына художника, который подарил ее музею Нижнего Новгорода. Живописцу позировали модно одетая жена смотрителя классов кадетского корпуса Нижнего Новгорода и ее маленькая дочь, с нежностью прильнувшая к матери.
Жизнерадостная крестьянка
Задорная улыбка молодой героини с раскрасневшимися от мороза щеками всегда находит эмоциональный отклик у зрителей. Облик скромной и приветливой крестьянки тесно слит с окружающей ее природой, с белоснежной русской зимой. На это время приходилось много праздников, на которых от души веселилась привычная к холодам сельская молодежь.
Таинственная Сведомская
Тайной овеяно создание портрета семнадцатилетней Анны Сведомской, ставшей впоследствии итальянской художницей, о чем стало известно только в нашем веке. Здесь она выглядит зрелой, уверенной в себе женщиной, несколько отстраненной от зрителя, погруженной в свой внутренний мир. Она подобна невозмутимо прекрасной, полной неразгаданных тайн природе, о чем свидетельствует и необычный декоративный фон портрета с особенно звучными красками и крупным растительным орнаментом.
Изящная флорентийка
Едва уловимая легкая улыбка юной итальянки, послужившей моделью флорентийскому скульптору Пьетро Баццанти, нередко вызывает ответную реакцию маленьких посетителей. Мастер тонко смоделировал черты нежного лица изящной и хрупкой девушки; ощущение тепла ее кожи усиливает мрамор мягкого золотистого оттенка. Слегка наклоненная голова модели, опущенные глаза, выбившиеся из прически пряди густых волос и развевающийся шарф создают иллюзию движения.
Елизавета Александровна Коновалова
старший научный сотрудник ВОКГ