Найти тему

Самые запоминающиеся женские портреты в нашей постоянной экспозиции

Оглавление

В залах нашей постоянной экспозиции «Русское и западноевропейское искусство XVII – начала XX веков» в Шаламовском доме хранится множество живописных сокровищ. Мы бы хотели познакомить вас с особенно яркими женскими портретами, представленными в экспозиции. Эти прекрасные портреты невольно обращают на себя внимание зрителей, вряд ли возможно пройти мимо них без восхищения незаурядностью их образов и мастерством авторов, воплотивших их в своих произведениях.

Благородная римлянка

Герард де Лересс (1641-1711). Голландия. Смерть Лукреции. 1670-1690. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
Герард де Лересс (1641-1711). Голландия. Смерть Лукреции. 1670-1690. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Звучный колорит с преобладанием красного цвета и драматичный сюжет картины Герарда де Лересса «Смерть Лукреции» не оставляют зрителей равнодушными. В груди молодой и красивой знатной римлянки кровоточащая рана, рядом с ней лежит кинжал, которым она пронзила себя. Обесчещенная Секстом Тарквинием, сыном римского царя, она решила пожертвовать собой, отстаивая свою непорочность. Согласно старинной легенде, ее самоубийство, почетное в традициях того времени, послужило поводом для восстания против правящей династии и учреждения в 509 г. до н.э. первой Римской республики.

Загадочная помещица

Неизвестный художник. Россия Портрет Волковой. 1840-е. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
Неизвестный художник. Россия Портрет Волковой. 1840-е. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Ярким, строящимся на контрасте колоритом и интересными деталями выделяется среди других картин парадный портрет расположившейся на террасе загородного имения молодой помещицы, одетой по моде 1840-х годов. Своим бытованием он связан с Вологодским краем. Последним владельцем картины был Волков, отсюда и фамилия модели с вопросом, но до него картина принадлежала другим людям. В нашей губернии были и мелкопоместные дворяне Волковы, состоявшие в родстве с такими же местными помещиками, и купцы Волковы. Аналогов живописной манере автора картины пока найти не удалось. Это портрет загадочен во всех отношениях.

Нижегородская модница

И.Д. Каширин. (1810-е-1872). Портрет Л.А. Кузьминой-Караваевой с дочерью Катосей. 1859.
Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
И.Д. Каширин. (1810-е-1872). Портрет Л.А. Кузьминой-Караваевой с дочерью Катосей. 1859. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Необычную прическу модели с перевитыми лентами волосами отметили в этом портрете специалисты по истории костюма. Фамилия дамы стала известна благодаря наклейке на обороте картины с надписью сына художника, который подарил ее музею Нижнего Новгорода. Живописцу позировали модно одетая жена смотрителя классов кадетского корпуса Нижнего Новгорода и ее маленькая дочь, с нежностью прильнувшая к матери.

Жизнерадостная крестьянка

Ф.В. Сычков Федот (1870-1954). Девушка зимой. 1912. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
Ф.В. Сычков Федот (1870-1954). Девушка зимой. 1912. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Задорная улыбка молодой героини с раскрасневшимися от мороза щеками всегда находит эмоциональный отклик у зрителей. Облик скромной и приветливой крестьянки тесно слит с окружающей ее природой, с белоснежной русской зимой. На это время приходилось много праздников, на которых от души веселилась привычная к холодам сельская молодежь.

Таинственная Сведомская

А.В. Лентулов (1882-1943). Портрет А.А. Сведомской. Около 1915. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.В. Лентулов (1882-1943). Портрет А.А. Сведомской. Около 1915. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Тайной овеяно создание портрета семнадцатилетней Анны Сведомской, ставшей впоследствии итальянской художницей, о чем стало известно только в нашем веке. Здесь она выглядит зрелой, уверенной в себе женщиной, несколько отстраненной от зрителя, погруженной в свой внутренний мир. Она подобна невозмутимо прекрасной, полной неразгаданных тайн природе, о чем свидетельствует и необычный декоративный фон портрета с особенно звучными красками и крупным растительным орнаментом.

Изящная флорентийка

Баццанти Пьетро. Работал во второй половине 19 – начале 20 века. Италия. Портрет девушки. 1899. Мрамор. Вологодская областная картинная галерея
Баццанти Пьетро. Работал во второй половине 19 – начале 20 века. Италия. Портрет девушки. 1899. Мрамор. Вологодская областная картинная галерея

Едва уловимая легкая улыбка юной итальянки, послужившей моделью флорентийскому скульптору Пьетро Баццанти, нередко вызывает ответную реакцию маленьких посетителей. Мастер тонко смоделировал черты нежного лица изящной и хрупкой девушки; ощущение тепла ее кожи усиливает мрамор мягкого золотистого оттенка. Слегка наклоненная голова модели, опущенные глаза, выбившиеся из прически пряди густых волос и развевающийся шарф создают иллюзию движения.

Елизавета Александровна Коновалова

старший научный сотрудник ВОКГ