Тем временем разногласия мировоззренческого характера между Ломоносовым и Генкелем, а также неудовлетворённость системы образования студентов и вознаграждения за их обучение. Мелочная опека и тяжелые условия жизни особенно тяготили Ломоносова. Его горячая натуpa восставала против педантизма немецкого ученого. К тому же разность мировоззрения, неудовлетворенность системой преподавания ускорили разрыв отношений между Ломоносовым и Генкелем. В начале мая 1740 г., после очередной ссоры с Генкелем, Ломоносов покинул Фрейберг, чтобы возвратиться в Россию. Всё лето и начало осени Ломоносов странствовал по Германии, выдавая себя за немецкого студента. Однажды Ломоносов сам чуть не стал солдатом в прусскую гвардию, пока не дезертировал с крепости Везель. После побега Ломоносов поселился в Марбурге и продолжал хлопотать о своём возращении в Россию. И лишь в мае 1741 года он получил предписание от Петербургской Академии Наук возвратиться на родину.
Начало научной карьеры в Петербургской Академии Наук
По прошествии пяти лет обучения в Германии и странствования по немецким землям 8 июня 1741 года Ломоносов вернулся в Россию. С этого момента началось его многогранная и чрезвычайно интенсивная научная деятельность. В первое время Ломоносов в Петербургской Академии наук числился студентом, работая в Кунсткамере. Он занимался разносторонней деятельностью: описывал минералы в Кунсткамере, результатом которого было составление Минерального каталога, ставил физико-химические эксперименты, приступил к конструированию оптического зажигательного инструмента, занимался переводом журнала "Примечание к Ведомостям". Кроме этого Ломоносов написал две диссертации и написал несколько од.
Солидная научная подготовка Ломоносова, полученная в Германии, позволяла ему заниматься высокой научной деятельностью, но руководство Петербургской Академии Наук во главе с Шумахером не спешило с выдвижением отечественных кадров. Лишь после неоднократных просьб Ломоносова за его большие научные заслуги он был посвящён в адъюнктуры в области физики. Физический класс, адъюнктом которого стал Ломоносов, имел в своем составе четыре кафедры: теоретической и экспериментальной физики, анатомии, химии и ботаники. Главным своим научным занятием молодой ученый избрал химию. Для успешного развития этой науки необходимо было иметь экспериментальную базу. Поэтому в 1742 г. он разработал и передал в Академию проект постройки химической лаборатории, в которой он «мог для пользы Отечества трудиться в химических экспериментах». В качестве прототипа проекта химической лаборатории стала химическая лаборатория Геккеля. Но встретив сопротивление со стороны руководства Петербургской Академии Наук, а также отсутствие денежных средств на постройку данной химической лаборатории данный проект до поры до времени остался лишь на бумаге.
25 ноября 1741 года под случай дворцового переворота Елизаветы Петровны из Петербургской Академии наук в Сенат было подано донесение на руководителя Канцелярии Петербургской Академии наук Шумахера за превышение своих должностных полномочий и растрату казённых средств. Авторы донесения были профессор астрономии Ж. Н. Делиль, русский механик А. К. Нартов и адъюнкт физического класса М.В.Ломоносов. Суть их донесения в отношении Шумахера заключалась в том, что секретарь приглашает на профессорские должности в Петербургской Академии наук исключительно иностранцев и не даёт дорогу развитию российским умам, отчёты об академических заседаниях публикует только на иностранном языке; к хранению книг и других вверенных ему ценностей относится из рук вон плохо; а главное — «приходы и расходы денежные держит под единою своею дирекциею и делает, что хочет, таяся прочих, а счетов правильных и обстоятельных и доныне в ревизию не даёт.
В результате всей этой истории, которая длилось около двух лет были наказаны её инициаторы. А Ломоносов был отстранён от посещения Академического собрания, был заключен в тюрьму на год и впоследствии после выпуска в течении года получал урезанное вдвое жалование.
В современной историографии данный конфликт был назван протестом против засилья немецкой профессуры в Петербургской Академии наук. Но в реальности данный конфликт лишь был проявлением ожесточённые борьбы персонала Академии за пост директора библиотеки, которая являлось ключевым в управлении Академии наук. На занимаемый данный пост человека возлагалась ответственность за надлежащее материальное обеспечение всем имуществом Академии, а также за распределением основных финансовых потоках в заведении. И Шумахер при всех огрехах, в которых его обвинили, справлялся с возложенными на него задачами ответственным образом.
Тогдашнее засилье иностранцев в стенах Петербургской Академии наук объяснялось полным отсутствием отечественных научных кадров, а перебои с выдачей жалования было связано с неспокойной экономической и политической ситуации в России, это была эпоха дворцовых переворотов.
Список локаций маршрута Научный Санкт-Петербург: Михаил Ломоносов представлен тут:
Автор материала: Влад Мяхлов, молодой ученый, педагог-организатор курсов лабораторного химического анализа и методам работы с аналитическим и исследовательским оборудованием.
Влад Эксперт WorldSkills Russia Juniors по компетенции Лабораторный Химический Анализ. Принимает активное участие в организации региональных этапов чемпионата WorldSkills Russia Juniors по данной компетенции.
Также Влад создает собственное оборудование для агробиофотоники с последующем возможным применением в том числе в условиях космических экспедиций:
Проект Россия Страна Ученых - это открытые городские экскурсии с аудиогидами, посвященные жизни и деятельности российских ученых, изобретателей, организаторов науки, основателей наукоемких производств и учебных учреждений, а также ботанические и геохимические экскурсии.