Основным направлением в научной деятельности М. В. Ломоносова до 1757 года включительно были исследования в области химии.
В течение 1744 года Ломоносов написал и представил академическому собранию три диссертации фундаментального характера
- "О вольном движении воздуха в рудниках примеченном"
- "О действии химических растворителей вообще"
- "Физические размышления о причинах теплоты и холода"
Благодаря этим значимым по своей концептуальному и научному содержанию публикациям, а также значительным вкладом в научную и просветительскую деятельность, осуществляемую в стенах Петербургской Академии Наук Ломоносову в 1745 году было присвоено звание профессора на кафедре химии. В том же году профессор химии Ломоносов стал действительным членом Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, а также почётным членом Королевской Шведской и Болонской Академии наук.
Только получив звание профессора химии, а также социальный ранг Статского советника, Ломоносов получил возможность реализовать проект постройки Химической лаборатории при Академии наук, указ о постройки которой был подписан и издан только в 1746 году. Само здание химической лаборатории при Академии Наук было построено только в 1748 и в ходе реализации данного процесса профессор химии Ломоносов принимал живейшее и непосредственное участие в оснащении химической лаборатории. Зачастую даже за счёт личного бюджета Ломоносов приобретал необходимые реактивы, химическую стеклотару и химическое оборудование. Изготовление тех или иных предметов затягивалось, что сказывалось на полноте изложения лекционного материала, читаемых студентам, а также
Реактивы в то время заказывались у лекаря Г. Моделя (1711–1775 гг.) — химика и врача, а позднее (1758 г.) — почётного члена Академии Наук. Он был главным аптекарем в Петербурге и членом Медицинской коллегии, а также являлся поставщиком реактивов и мелкой посуды.
Печи, весы, муфели, тигли и т.п., связанное с металлами, заказывали в Монетной канцелярии. Стеклянную посуду получали на стекольных заводах, причём бывало, что Ломоносов оплачивал покупки из своего кармана, а изготовление тех или иных предметов затягивалось. Последнее не способствовало полноте лекций, читаемых студентам, и постановке учебных химических экспериментов. Основным предназначением химической лаборатории являлось внесение нового научного начала в организацию экспериментальных исследований.
Спецификой деятельности первой в России химической лаборатории было проведение не только практических учебных занятий для студентов, но и проведение дальнейшей очистки заказываемых извне реактивов. В качестве оборудования в лаборатории использовались печи.
Основным направлением научных исследований деятельности лаборатории являлось изучение физико-химических процессов, в частности рассматривался их кинетический аспект протекания. Помимо этого, в лаборатории проводили разработку и тестирование аналитических методик анализа руд и силикатов для зарождающей в России стекольной промышленности. Характерной чертой экспериментальной деятельности лаборатории в целом было стремление внести полную научную обоснованность и понимание всех протекающих процессов. Это приводило не только к установлению собственных взглядов на работу тех или иных приборов и аппаратов, но и к всестороннему разноплановому изучению физико-химических процессов.
Работая в химической лаборатории над вопросами химии и технологии силикатов, Ломоносов добился значительных достижении в изготовлении прозрачных и непрозрачных стёкол. Однако мало только открывать и изобретать что-то новое, но и уметь воплощать это в жизнь в форме определённой деятельности.
В марте 1751 г. Ломоносов получил чин 6-го класса — коллежского советника «за его отличное в науках искусство». Это коренным образом меняло социальное и материальное положение ученого его годовое жалованье увеличивалось почти вдвое.
Несмотря на то что слава Ломоносова как ученого и поэта росла год от года, дальнейшее его продвижение по социальной лестнице всячески тормозилось. Только в декабре 1763 г., через двенадцать лет, Ломоносов получил следующий чин — 5-го класса — статского советника и то вследствие отставки.
Список локаций маршрута Научный Санкт-Петербург: Михаил Ломоносов представлен тут:
Автор материала: Влад Мяхлов, молодой ученый, педагог-организатор курсов лабораторного химического анализа и методам работы с аналитическим и исследовательским оборудованием.
Влад Эксперт WorldSkills Russia Juniors по компетенции Лабораторный Химический Анализ. Принимает активное участие в организации региональных этапов чемпионата WorldSkills Russia Juniors по данной компетенции.
Также Влад создает собственное оборудование для агробиофотоники с последующем возможным применением в том числе в условиях космических экспедиций:
Проект Россия Страна Ученых - это открытые городские экскурсии с аудиогидами, посвященные жизни и деятельности российских ученых, изобретателей, организаторов науки, основателей наукоемких производств и учебных учреждений, а также ботанические и геохимические экскурсии.