Найти тему
Команда "Метелица"

Кошмар дефектолога

Фото: Milada Vigerova/ unsplash
Фото: Milada Vigerova/ unsplash
Прошел месяц с начала нового учебного года. За это время кто-то впервые столкнулся с мнением школьных педагогов и психологов о том, что ребенок не дотягивает до норм по возрасту, кто-то за лето забыл об этой проблеме, но вернулся к ней вновь, потому что ребенок не успевает за предложенной в школе программой или отстает от сверстников в достижениях, поведении. Родители начинают сомневаться: это само пройдет, "у соседского Мишки также было, а потом он стал Шекспира декламировать со сцены в один прекрасный день" или "забирайте документы и идете-ка скорее на ПМПК, а потом в коррекционную школу". Все это звучит страшно и непонятно. "Что же это за нормы такие и, может, они нам вовсе не нужны?" - восклицают в сердцах расстроенные и обеспокоенные родители.
О том, "что это за нормы такие" и для чего они нужны мы спросили дефектолога команды "Метелица" Марию Лебедеву.

Внутренне я ненавижу нормы. Нейроразнообразие – моя любимая тема, а люди с РАС – лучшее, что я встречала в жизни. Почему же я все время прошу отслеживать эти дурацкие НОРМЫ... Казалось бы, такие правильные слова: «Все дети – разные». Почему неправильно опираться на них, глядя на развитие ребенка? Почему эта фраза – кошмар дефектолога?

Не будем спорить с непреложными истинами: гравитация существует, Волга впадает куда обычно, а все дети – разные. Это факт. Но. Но-рмы.

Нормы. Они не просто так. Они не идиотами придуманы, они вообще не придуманы, они ПОСЧИТАНЫ.

Что это значит? Что при прочих равных (а они никогда не равны), соматически здоровый малыш ДОЛЖЕН (никому и ничего он не должен, отстаньте от ребенка) что-то там уметь к такому-то возрасту. Понимаете, я слова в скобках специально в кавычки не беру, потому что я с этим согласна. И не равны, и не должен. Но есть такая же непреложная истина: если что-то нормам не соответствует, у этого есть ПРИЧИНА. И вот эту причину надо выкопать, выгрызть хоть со дна морского! Не прикрыться этим «разные», а копать до посинения, пока не найдешь. И во многих случаях (как раз на этих случаях и базируется «у моего такое было, просто само с возрастом прошло») – причина будет ерундовая, банальная и самоустраняющаяся.

А в некоторых – причина сама не уйдет и осложнит дальнейшую жизнь ребенка. А в совсем немногих – эта причина, если ее не устранить, разовьется в такое горе, которое и представить не хочется. Жить, зная, что мог исправить и не стал – нереально, поверьте.

Не слушайте банальных и заезженных «сейчас дети...», «современные дети...». Если вам кажется – вам не кажется.

И помните, лучше всего монетизируется специалист, который говорит, что самый большой ваш недостаток – излишняя щедрость, самая большая ваша проблема – что человечество не доросло до понимания вашего таланта, и что ваш ребенок – уникален настолько, что банальному врачу понять его не представляется возможным. Найдите супер врача, если не верите банальному (я вот не верю), трех супер врачей, роту мега-гипер-врачей. Хоть черта лысого найдите, но не пускайте на самотек. Не ждите!

«Разные» не обязательно значит, что один – Эйнштейн, другая – Ковалевская, а третий – Клиберн. «Разные» еще значит, что у одного может быть РАС, у другого СДВГ, а у третьего ГГС. Одно не отменяет другого, кстати. Но последним не подняться без нашей помощи. Заметить, что кто-то тонет – не очень просто. Именно поэтому дети часто тонут в бассейнах, битком набитых взрослыми людьми. Для того, чтобы рядом с вами не утонули, надо быть готовым, надо узнать у специалистов: КАК выглядит тонущий.

Для того, чтобы ребенок не «утонул» в своих проблемах, и написаны нормы.