Найти в Дзене
ВТБ Страна

Няня, наставник, учитель: образы воспитателей из русской классики

Оглавление

Как писал Александр Пушкин, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Ко Дню учителя вспоминаем педагогов, воспитателей и наставников из русской литературы.

Няня Пушкина Арина Родионовна

Николай Ге. «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», 1875 год, Харьковский художественный музей, Харьков © Public domain
Николай Ге. «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», 1875 год, Харьковский художественный музей, Харьков © Public domain

Крестьянка Арина Родионовна не умела читать, однако благодаря своему воспитаннику Александру Пушкину она осталась в народной памяти символом любви, домашнего тепла и неспешного течения волшебных русских сказок. В этом имени — свет лучины, потрескивание огня в печи и знакомые каждому с детства царь Салтан, дядька Черномор и королевич Елисей. И, конечно, стихотворные строки, посвященные няне:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Уже взрослым, будучи в ссылке в селе Михайловском, Александр Пушкин по вечерам слушал сказки, которые ему рассказывала выдумщица и сказительница Арина Родионовна. «Что за прелесть эти сказки! — писал он. — Каждая есть поэма». Из этих уютных вечерних посиделок поэта и его преданной няни родились сюжеты «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и его работнике Балде» и «Сказки о мертвой царевне».

Карл Иваныч: учитель, способный развивать душу

В автобиографической повести «Детство» Лев Толстой описал учителя-немца Карла Ивановича как тип личности, способный развивать душу своего воспитанника. В нем по отношению к детям соединились добрый и заботливый воспитатель и в то же время строгий и требовательный педагог. «Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник».

Совесть его чиста, и душа покойна. За долгие годы службы в доме Иртеньевых учитель искренне привязался к своим воспитанникам: «Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом... что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети».

Беликов Антона Чехова: «Как бы чего не вышло»

Иллюстрация художников Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре», 1954 год © РИА Новости
Иллюстрация художников Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре», 1954 год © РИА Новости

Внимательный читатель помнит, что герой знаменитого рассказа Чехова «Человек в футляре» по профессии был учителем греческого языка. Вот как описывает его автор:

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. ...Лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

Прекрасный древний язык, который преподавал гимназистам Беликов, был для него, по меткому замечанию Чехова, «те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Антон Павлович умолчал, удалось ли Беликову обучить детей звучному греческому языку, но на его примере Чехов дает читателю важный урок, протестуя против «жизни в футляре».

Живописец в роли учителя: опыт Никанора Затрапезного

Азбука в картинках Александра Бенуа. Экспедиция заготовления государственных бумаг, Санкт-Петербург, 1904 год © Public domain
Азбука в картинках Александра Бенуа. Экспедиция заготовления государственных бумаг, Санкт-Петербург, 1904 год © Public domain

Продолжает автобиографическую тему роман Михаила Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Изначально он публиковался с подзаголовком «Жизнь и приключения Никанора Затрапезного». Повествование ведется от лица представителя рядового дворянства одной из российских губерний. В частности, писатель описывает процесс обучения дворянских недорослей.

«Там меня ждал наш крепостной живописец Павел, которому и поручили обучить меня азбуке. <...> В руках у него была азбука и красная „указка“. Учил он меня по-старинному: „азами“. На первой странице „азы“ были напечатаны крупным шрифтом, и каждая буква была снабжена соответствующей картинкой: Аз — арбуз, Буки — барин, Веди — Вавило, и т. д. На следующих страницах буквы были напечатаны все более и более мелким шрифтом; за буквами следовали склады, одногласные, двугласные, трехгласные, потом слова и наконец целые изречения нравоучительного свойства. Этим азбука оканчивалась, а вместе с ней оканчивалась и Павлова „наука“».

Русская классика хранит еще много наставников и учителей: Савельич из «Капитанской дочки», Адам Вральман из «Недоросля» или Медведенко из «Чайки». А кто ваш любимый учитель из мира литературы? Делитесь в комментариях.

Для справки:

Поддержка образовательных проектов — одно из приоритетных направлений социальной деятельности ВТБ. В рамках программы «Образованная страна» банк сотрудничает с ведущими учебными заведениями, выделяет гранты для школьников и студентов, проводит тренинги для профессионалов и развивает финансовую грамотность населения.