Как-то мне довелось побывать на открытой лекции одной французской дамы-ученой, которая занимается исследованием физиологии мозга. И среди прочего она сказала очень интересную вещь, отвечая на вопрос из зала о воздействии гормонов на мозг и изменении вследствие этого нашего поведения. Да, ответила дама, гормоны, безусловно, могут оказывать влияние на мозг и заставлять нас действовать нелогично и агрессивно. Но, дополнила она, мы же на то и люди, чтобы контролировать это воздействие и не давать гормонам диктовать нам манеру поведения.
Наша физиология очень сильна, эта правда, но наша психика обладает всеми необходимыми возможностями и ресурсами для того, чтобы контролировать и обуздывать влияние этой физиологии на наше поведение. Мы, люди, обладаем огромным преимуществом перед всеми другими млекопитающими – мы можем властвовать над своими инстинктами и рефлексами, и не давать им собой управлять. Именно для этого наша психика с самого рождения год от года развивается параллельно с физиологией тела, с каждым годом наращивая свои ресурсы для управления этой самой физиологией.
Если не разрешать психике этого делать, если не проходить вовремя все возрастные кризисы, связанные с переходом психики на новую ступень развития, если развитие психики встречает внешние препятствия в виде всевозможных негативных воздействий и травм, психика становится куда слабее и иногда просто не может с физиологией совладать. Именно со слабо развитой или травмированной психикой связаны, например, измены – когда человек вроде как любит другого человека, но его психика просто не обладает достаточным ресурсом, чтобы ради этой любви совладать со своей физиологией.
И именно со слабо развитой или травмированной психикой связаны так называемые импульсивные злодеяния, импульсивная агрессия – когда человек становится не в силах совладать со своими негативными эмоциями и обуздать их ради того, чтобы никому не причинять зло. Мог человек себя сдержать? Теоретически мог, а практически у его психики не хватило возможностей для этого.
Импульсивная агрессия, так же, как любое зло, например, совершенное под воздействием каких-то комплексов, не является «меньшей» агрессией и «меньшим» зло, она не имеет оправданий. Наоборот, как я считаю, импульсивность является даже отягчающим обстоятельством при совершении злодеяния – во-первых, потому что она приносит куда больше ущерба и разрушений, чем спланированное утилитарное зло, и во-вторых, потому что у человека были возможности развить свою психику так, чтобы этими своими импульсами управлять.
У него были точно такие же возможности, как и у всех остальных людей, просто он ими не воспользовался, не захотел или не смог. Он не развивал свою личность, не рос над собой, не учился управлять своей психикой, не работал над своими травмами, не обращал никакого внимания на свои личностные проблемы. Он просто не считал нужным всем этим заниматься, не считал это чем-то приоритетным в своей жизни, отдавая предпочтение каким-то другим занятиям. И когда импульс вдруг охватил его, он ему поддался, не встретив в глубине своей слабо развитой психики никакого сопротивления.
Импульсы – не оправдание и не причина для совершения зла. Любой здоровый человек без патологий с самого рождения обладает всеми способами развить свою психику так, чтобы уметь своими импульсами управлять. Неумение это делать – не беда, а именно что вина, результат лени, пренебрежения, отсутствия желания расти и развиваться.