Экспертность VS доверие.
Деятельность, которой я занимаюсь, относится к помогающим профессиям. В юриспруденции, в практически любом консультировании, люди приходят за помощью. Когда у людей нет ответов на волнующие их вопросы, появляемся мы, помогающие специалисты.
Мы обладаем специальными познаниями, практикой, видением. Часто от нас зависит не только материальное благополучие клиентов, часто от нас зависит их судьба и дальнейшая жизнь.
Уже довольно давно из многих интернет-каналов льется на нас и наших клиентов поток предложений, в которых тот или иной помогающий специалист заявляет о своей уникальной экспертности. Порой такие речи вызывают улыбку. Ну да ладно, нет у меня сегодня цели подвергать сомнению экспертность того или иного специалиста. Я хочу обратить внимание на еще один важный фактор построения взаимоотношений с нами – помогаторами.
Речь о доверии. Часто я задумываюсь, что важнее ЭКСПЕРТНОСТЬ или ДОВЕРИЕ?
Сразу скажу, как человек, относящийся к различного рода дихотомиям, противопоставлениям, «вилкам» с неприятием, я отметаю напрочь такой подход. Нельзя противопоставлять ЭКСПЕРТНОСТЬ и ДОВЕРИЕ.
В любых взаимоотношениях клиента и помогатора необходимо наличие ДОВЕРИЯ помогатору со стороны клиента, и ЭКСПЕРТНОСТЬ самого помогатора. На мой взгляд важно, чтобы оба фактора присутствовали. Если перед вами помогатор с проверенной экспертностью, большим портфолио успешно реализованных проектов еще не значит, что он сможет помочь конкретному клиенту.
Давайте так. Раз речь идет не о противопоставлении одного другому. Можно поставить оценку значимости обоих факторов по шкале от 1 до 10 баллов для каждой конкретной ситуации.
К примеру, ДОВЕРИЕ – 8 баллов, ЭКСПЕРТНОСЬ – 5 баллов в каком-то конкретном вопросе. Так вполне может быть. Если помогатор включен, активен, подходит клиенту по ценностям и картине мира, но чего-то сейчас не знает. Сейчас не знает, но он заряжен на оказание своему клиенту помощи, значит очень быстро сможет добрать свою экспертность до уровня, необходимого ситуации клиента.
В помогающих профессиях невозможно заранее все знать. В медицине, например, прежде чем перейти к лечению, доктор отправит пациента на анализы. Если один доктор не может с чем-то разобраться, собирается консилиум из многих других докторов. В юриспруденции, психологии и других помогающих сферах все примерно так же. Нужно собрать данные о ситуации, включиться, впустить связанное с проблемой клиента в свою голову, поселить там все это.
Когда у помогатора нет настроя на клиента, не будет включенности в работу, не будет улучшения ситуации клиента.
Даже так скажу. Уровень экспертности в некоторых сферах у помогаторов находится примерно на одном и том же уровне. Исключения редко бывают. Важно найти СВОЕГО помогатора. Индикатор простой - чувство ДОВЕРИЯ.
Повторюсь еще раз, ЭКСПЕРТНОСТЬ можно нарастить, а ДОВЕРИЕ оно или есть, или нет.