В своей предыдущей статье «Как родителям самостоятельно исправить плохой почерк у ребенка» я писала о том, как справиться с уже существующей проблемой. А сегодня хочу поделиться опытом на тему формирования правильных привычек у детей с раннего возраста, чтобы эти проблемы не возникали. Согласитесь, что сразу принять меры гораздо легче, чем потом исправлять ошибки. Мои советы помогут вам в будущем сохранить нервы, время и деньги за услуги репетиторов. Подписывайтесь, ставьте лайки – это ваша благодарность за мой труд.
Хочу сразу обозначить, что вся информация в этих публикациях является моим личным мнением, основанным на здоровой логике, примерах и опыте работы с детьми от 2х лет.
Мы много слышим о роли развития мелкой моторики рук для успешного освоения навыком письма, но не все знают, что это такое и как от нее зависит процесс чистописания.
Иногда говоришь маме, что ребенок не может писать, потому что не развита МЕЛКАЯ моторика рук. И слышу в ответ: «Ну что вы?! Он посещает спортивные секции, играет с игрушками, лепит фигурки из пластилина, конструктор, поделки и т.д.».
Все перечисленные занятия конечно важны, и мама постаралась! Но этого недостаточно, потому что захват пишущего инструмента, траектория движений при письме выглядят совсем иначе.
Каллиграфия - это красивая, тонкая работа, требующая высокой чувствительности и точной координации совершаемых действий. Самые мелкие мышцы всего 3х пальцев обеспечивают плавное перемещение шарика по бумаге.
И если эти мелкие мышцы слабые, то в процессе управления пишущим инструментом ребенок начинает помогать себе другими пальчиками, выкручивая невероятные конструкции положения руки.
В этом случае движения становятся грубыми и резкими.
Еще хуже, когда пальцы фиксируются неподвижно, а ученик пишет кистью руки (будут болеть мышцы до плеча). И самый плохой вариант – движения от плеча (будут болеть мышцы шеи, спины, возможен спазм и даже судороги во всем теле). Результат – кривой, неразборчивый почерк, который очень трудно исправить.
Так что же делать, чтобы избежать всех этих проблем с неправильным захватом и слабыми пальчиками?
А теперь внимание на фото:
Да, это ложка.
А это ручка.
Сравните захват ложки, и захват ручки. Они идентичны.
И если мама сразу научит ребенка правильно держать ложку, то избавит его от многих проблем с каллиграфией. Вот когда начинается развитие этих МЕЛКИХ мышц пальчиков, для удержания пишущего инструмента.
А если дать ребенку ложку или вилку так:
То и ручку он будет держать неправильно.
В этом случае процесс обучения письму окажется долгим и сложным. Или все останется как есть, а результат такой:
Теперь давайте разберемся, какую первую ложку дать ребенку. Конечно не столовую. Она очень тяжелая для малыша и требует от него больших усилий. Но кушать хочется, и поднимая ее от плеча закрепится та самая привычка движений всей рукой, не напрягая пальчики.
Для малыша первая ложка должна быть легкая, адекватная по размеру - чайная или десертная. Он без труда возьмет ее, как вы покажете и работа трех пальчиков станет для него нормой.
ВТОРОЙ СПОСОБ развития мелкой моторики рук – это рисование. Здесь будьте внимательны! Я расскажу, что делать нужно, а что нельзя и почему.
Как только ребенок уверенно освоил ложку, дайте ему в руку ФЛОМАСТЕР. Не ручку, не простой карандаш и тем более не цветной карандаш, а именно фломастер. Фломастеры должны быть яркие, сочные, не большие по толщине и желательно короткие - как половина обычного. И вы будете приятно удивлены, как ребенок красиво возьмет его в руку. Оказывается, короткий пишущий инструмент взять в кулак или как-то неправильно просто не получается.
Почему я рекомендую для знакомства с рисованием использовать именно фломастер?
Потому что он дает широкую, устойчивую опору руки на плоскость, яркий цвет и контрастную линию, при этом не требует сильного нажатия. Если все же ребенок напрягает руку, надо его остановить, успокоить и объяснить, что фломастер сам пишет очень хорошо, давить на него не надо.
А вот цветные карандаши для малыша не рекомендую. У детей еще несовершенное зрение, их совсем не впечатляют слабые, жухлые цвета.
Они думают, что если нажимать сильнее, то линии будут ярче. Но это не получится с цветными карандашами, тем более твердыми, некачественными. А привычка на все давить до спазма в руке сформируется и останется надолго.
Следующий полезный инструмент – это кисточки. А краски не гуашь, как обычно принято, а акварель - красивая, яркая, с большим набором цветов.
Дети в восторге от этого материала.
Акварелью ребенок учится легко касаться кончиком кисти, начинает понимать, как не прилагая больших усилий меняется линия от силы нажатия. Видит, как один цвет переливается в другой, создавая новые радужные оттенки. Это очень красиво и воспринимается как магия, которой маленький волшебник управляет сам. Во время рисования прививается любовь к занятиям и концентрируется внимание.
Кисти для акварели должны быть мягкие синтетические с тонким кончиком. Бумага акварельная, плотность не менее 200. Позже я подробнее покажу, как рисовать акварелью с маленькими детьми. Подписывайтесь и следите за моими публикациями.
ТРЕТЬЕ УПРАЖНЕНИЕ для развития мелкой моторики рук - это тренировка движений с помощью вязания крючком.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже способен освоить самое простое плетение ниток таким способом, и детям это очень нравится. Действие крючком максимально похоже на движение пальцев во время письма. Для начала крючок и нитки должны быть достаточно толстыми, а потом тоньше и узор сложнее.
Все эти рекомендации обязательно помогут ребенку легко освоить красивое письмо. Занятия в школе будут приносить положительные эмоции, а не страдания.
Желаю всем успехов и хорошего настроения! С вами Нина Латушко.