Патриотическое воспитание дошкольников – это одно из важных направлений работы педагогов ДОУ. Ведь ЗАВТРА нашей страны зависит от тех, кто СЕГОДНЯ играет, воспитывается, развивается в дошкольных учреждениях. Определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет свой дальнейший путь развития.
Цель нравственно-патриотического воспитания по ФГОС ДО - это создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечена необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень отзывчивы, любознательны, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Для воспитателя это благодатная почва. Ведь нравственность не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни и то, в каких условиях он находится и развивается, какие средства и методы применяются для его воспитания. Основным багажом должны стать знания детей о родной стране. Дошкольников необходимо в доступной форме знакомить с историей и культурой народа, города, страны. Может быть, ребёнок не сразу осознает увиденное и услышанное, но яркие впечатления останутся в его душе. Таким образом создаётся прочная база для того, чтобы восхищаться и гордиться родным домом, детским садом, районом, городом, страной. Это сложный и длительный процесс, который требует личной убеждённости от педагога.
Создание в детском учреждении соответствующей предметно-пространственной развивающей среды способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей и носит комплексный характер. Воспитатель прививает детям важные понятия: «любовь к родному дому» и более широкое «любовь к Родине», «уважение к родителям, семейным ценностям и традициям», знакомит с городами России, с их культурным прошлым и настоящим, со столицей и символикой государства. Логопед помогает разучивать с воспитанниками народные поговорки, потешки, скороговорки, стихи и показывает образец правильной речи, красоту и богатство родного языка. Инструктор по физкультуре проводит с детьми подвижные игры разных народов нашей страны. Музыкальный руководитель знакомит с классической и русской народной музыкой, музыкальными инструментами, проводит фольклорные и патриотические праздники. Именно так ребёнок всецело погружается в тему духовно-нравственного воспитания, в питательную для детской души среду. В нём включаются мощные механизмы окультуривания, без которых ни один человек не сможет стать Человеком в полном смысле этого слова. Чувство привязанности к родному детскому саду - фундамент, на котором будет строиться более сложное чувство - чувство любви к своему Отечеству. Ведь, как сказал глава государства, выступая с посланием к Федеральному Собранию, «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность». А на это способен только человек, которому патриотизм был привит с самых ранних лет. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – одно из важных направлений работы педагогов.