Найти тему

Загадка дамы в розовом, или портрет жены фаворита

Летом 1981 года из котельной театра оперы и балета в Куйбышевский художественный музей поступил кусок холста с портретом изысканной дамы...

Фото из архива Алексушиных: справа - Татьяна Алексушина © Самарец
Фото из архива Алексушиных: справа - Татьяна Алексушина © Самарец

Быть может, ранее произведение искусства могло служить реквизитом. Холст был измята, нижняя часть оторвана, красочный слой во многих местах очень пострадал, от избытка влаги большие участки живописи покрылись плесенью. Татьяна Фёдоровна Алексушина, работая в художественном музее реставратором, восстановила это произведение и несколько лет занималась его атрибуцией.

В результате было установлено, что на портрете, написанном немецким художником Франкартом, изображена супруга временщика при Анне Иоанновне – Бенигна.

Неизвестный художник. Портрет Бенигны Готтлиб Бирон, герцогини Курляндской, 1730-40-е. Самарский художественный музей
Неизвестный художник. Портрет Бенигны Готтлиб Бирон, герцогини Курляндской, 1730-40-е. Самарский художественный музей

Бенигна Готлиба, дочь курляндского дворянина Вильгельма Тротта фон Трейдена, родилась в 1703 году. В 1720 году она стала фрейлиной при дворе герцогини Курляндской Анны Иоанновны, а три года спустя вышла замуж за её фаворита Эрнста Иоганна Бирона. В 1737 году Бирон получил от теперь уже императрицы Анны титул герцога Курляндского, и его супруга стала герцогиней.

По свидетельствам современников, Бенигна была некрасива и болезненна, а её лицо покрывали следы оспы. Леди Рондо, супруга английского посла при русском дворе, описывала её так:

Она не вмешивается в государственные дела, но показывает, что всё время, остающееся от личной службы Императрице, употребляет на воспитание детей и на работу; она редко бывает в обществах, не отличается особенным умом, однако ж и не глупа; любит наряды.

Императрица наградила ее орденом Святой Великомученицы Екатерины и часто делала ей ценные подарки. После того, как Бирон был лишен власти, Бенигна вместе с ним была заточена в Шлиссельбургскую крепость, а затем сопровождала мужа во всех его скитаниях. В 1763 году она вернулась с ним в Митаву, где оставалась до своей смерти 5 ноября 1782 года.

Но на портрете герцогиня ещё молода, слегка приукрашена и ошеломительно изысканна.

Неизвестный художник немецкой школы первой половины XVIII века. Портрет Бенигны Готтлиб Бирон, герцогини Курляндской (фрагмент), 1730-40-е.
Неизвестный художник немецкой школы первой половины XVIII века. Портрет Бенигны Готтлиб Бирон, герцогини Курляндской (фрагмент), 1730-40-е.

Хотя сейчас авторство Франкарта заменено более широкой формулировкой - неизвестный художник немецкой школы первой половины XVIII века, портрет безусловно представляет большую ценность даже с отсутствующей нижней частью. Художник явно знал свое дело и с величайшим старанием изобразил роскошные кружева и вышивку. А как сверкают бриллианты в шейном банте, подвижном эгрете и серьгах-жирандолях!

Да и сама Бенигна вполне вероятно была не такой уж неприятной особой, особенно если помнить, что в первую очередь её запятнала близость к Анне Иоанновне. Известно, что герцогиня была искусна в рисовании и женском рукоделии, писала стихи духовного содержания. А с женской субъектностью тогда были определенные проблемы.

Зато у портрета судьба самая что ни на есть авантюристская, под стать самой героине - и с хорошим концом!

/ по материалам Глеба Алексушина

Окончание статьи:

***

Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!