Со школьных лет в истории в уши вложили Блоковское: «Да, скифы мы, да, азиаты, с раскосыми и жадными глазами….». Но уже в сознательном возрасте более глубокое погружение в тему привело к историкам, которые убеждали в явном славянстве скифов. И это убеждение до сих пор нарекает русских, восточных славян, потомками скифов. Но вот, рядом со скифами мы постоянно в истории натыкаемся на сарматов, которых также часто отождествляют со славянами. Да, и сам итальянский историк начала XVII в. Мавро Орбини в своей известной работе «Славянское царство» отпустил загадочную фразу, что:
Славяне некогда расселились в Европу из Сарматии, причем русские никуда не расселились, но просто остались на своих местах.
Кстати, поляки отчего-то также считали сарматов своими благородными предками. Вызывает интерес и заявление английского исследователя Ховарда Рида о легендарном короле Артуре, прибывшем в Британию со своей конной дружиной из сарматских степей южной России.
И этот народ – сарматы, некогда занимал большие территории нынешней России. Его загадочность, неизвестность происхождения, и тихий уход в небытие добавляют определенную интригу в эту историю. Сарматы – жили, властвовали, были грозой Европы… и будто растворились. Исчезнуть окончательно, очевидно, не могли? И можно ли найти их потомков сегодня?
Постоянное взаимодействие сарматов с соседями скифами убедило многих историков античности в их близком родстве. К тому же, и археология на это указывала вполне определённо. Но последние исследования в этой истории это заблуждение окончательно развенчали. Взаимодействие было, родства – нет! Об этом ниже!
Так или иначе, большой определенности в этнической природе как одних, так и других древние авторы не отмечали. По большому счету множество племен, как кочевавших, так и ведущих оседлый образ жизни в южной части Евразии от Карпат до Алтая, могли легко сойти в истории как за скифов, так и за сарматов. Между тем, определенная граница, разделявшая их, историками была установлена. К востоку от Дона располагались скифы, к западу от него сарматы.
Античные историки утверждали, что сарматы потеснили скифов, заняв их территории, что позволило Википедии безапелляционно заявить, что
Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (IV в. до н. э. — IV в. н. э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная». Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифамии азиатскими саками.
А вот иранским ли были народ сарматов, и более того, еще и ираноязычным? - тоже еще вопрос, ответ на который может опровергнуть приведенное утверждение Википедии.
По данным античных историков известно, что большую часть времени скифы и сарматы обитали мирно, но порой воевали друг с другом, как бывает с разными близко соседствующими племенами. Эта близость выразилась в освоении сарматами чужого для них языка. Неспроста ведь Геродот отмечал, что
«савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом».
То есть с акцентом?
Такое заимствование языка могло иметь место, если они сосуществовали в некоем союзе. Что предполагало определённую общность. И общего у них было много чего. В принципе совместное их обитание на протяжении 8 веков что-то в это плане и значило. Хочешь не хочешь, начнешь приобретать общие черты, привычки, язык. Очевидно, что это сарматы переняли язык скифов – что подтверждал их «акцент». То есть, «завоевав» скифов, если верить Геродоту, сарматы не навязали им свой язык, а перешли на скифский. То есть им пришлось, видимо, считаться с более многочисленным скифским населением.
Кроме того, сарматы, как и скифы, были язычниками, кочевали, постоянных поселений не обнаружено, имели почти идентичную конную упряжь. Даже предметы обихода, в основном воинские, в могиле мало чем различались – все три элемента «скифской триады» в захоронениях – вооружение, конская сбруя и звериный стиль в изображениях, были и у сарматов.
Бытие скифов, по данных историков помещается в рамки от VII в. до н.э. до IV в. н.э. Но в IV в. до н. э. сарматы сменили скифов. Предпочтение в вопросе доминирования отдается сарматам. При этом полагают, что могла иметь место смена правящей верхушки скифов на сарматскую. Время существования и тех, и других, «завершается» в IV в. н.э.
Между прочим, с окончанием скифо-сарматского периода на той же территории начинается венедско-славянский период. И у средневековых авторов сложилось впечатление, что именно скифы с сарматами стали предками славян.
Так польский историк М. Кромер (1512–1589) утверждал, что «славяне — потомки балтийских вендов и сарматов», принимая тех и других за ветви одного же народа. Другой историк, Ф. Клуверий (1580–1623), уточнял, что более древним народом были именно «сарматы, от которых произошли венды и словенцы» (Ю. Петухов, «Евразийская Скифия»).
А М. Орбини, как и С. Герберштейн («Записки о Московии», 16 век.) имя русского народа, ведут непосредственно к аланам-сарматам, которых древние писатели называли роксаланами, рутенами. Автор «Скифской истории» (1692 г.) историк Андрей Лызлов отождествлял предков русских со скифами и савроматами.
Кстати, Е.И. Классен полагал, что имя сарматы – это искаженное слово «сыромятники», связанное с выделыванием сыромятной кожи. Именно ремесло выработки такой кожи было издревле распространено среди славян-русов.
Получается, все они о чем-то таком догадывались, но конкретно объяснить почему именно русские, и почему от скифо-сарматов, не могли.
А, что же, по сути?
По сути, надо, что называется, плясать от печки, и постараться найти истоки. И обратиться ко времени, когда арии, примерно 4500 лет назад арии стали расходиться с Русской равнины по разным направлениям – на юг, на юго-восток, до Южного Урала примерно 4100 лет назад, и еще дальше в Индостан примерно 3500 лет назад как индоарии. Можно ли говорить о скифах этот период или о сарматах?
Так, часть скифов обитала в степях Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией. Эту территорию распространяют и до Алтая, до «культур скифского круга», к которой относится, например, пазырыкская археологическая культура (VI – III вв. до н.э.). Почти ту же территорию заселяли и сарматами.
Практически одна территория обитания скифов и сарматов и инвентарь захоронений не могло не ввести археологов в заблуждение относительно того, кто есть кто. Между тем, подсказка была на виду. Но чтобы ее увидеть, нужно было посмотреть на проблему с высоты птичьего полета, а не из мышиной норы.
Как можно было в этой ситуации отличить одних от других? Обратить внимание на какие-то детали? Какие? И были ли в наличии такие детали? Детали-то были, но они оказались не по зубам археологам. Хотя одна, указывающая на различие деталь, могла обратить на себя их внимание. Так, в захоронениях скифы часто лежали в скорченном положении на боку, а сарматы – в вытянутом положении на спине!
Причина такого положения костяков в захоронениях – оказался задачей не для археологов. Проще было отмахнуться от неудобной «мелочи», сделать вид, что это факт не существенный, даже не требующий фиксации в отчете. Да и зачем, обращать внимание на него, если особенных отличительных признаков не было. Тем более, казалось, что положение костяка было как на боку, так и на спине «у тех и других».
Однако же, именно этот факт оказался самым, что ни на есть существенным! Чтобы понять его, пришлось обратиться к ДНК-генеалогии. Вернее, пришлось привлечь к разгадке этого археологического «феномена» методологию ДНК-генеалогии.
И первые же исследования древних ДНК из захоронений показали, что «скорченное положение на правом боку – это характерный признак гаплогруппы R1a, а вытянутое на спине – это характерный признак гаплогруппы R1b»! (А. Клесов).
В связи с этим ДНК-генеалогия расставила определенные точки над «i». Исходя из имеющейся на сегодня информации, скифы, как и русские, славяне, гаплогруппы R1a, были прямыми потомками древних ариев (R1a-Z645). Но той ветви ариев, которые в истории традиционно слывут степными народами юга Русской равнины и в ДНК-генеалогии отмечены гаплогруппой R1a-Z93. Эта ветвь носителей гаплогруппы R1a сегодня обнаруживается в Индии, на Ближнем востоке, в Средней Азии, у башкир, киргизов.
От того же общего арийского предка R1a-Z645 образовались и две другие ветви субклады Z280 и M458 (русские, славяне). Образование всех указанных ветвей проходит в относительно узком временном интервале: R1a-Z280 (центральная евразийская ветвь, она же ветвь Русской равнины), образовалась 4900 лет назад; R1a-Z93 (юго-восточная ветвь) образовалась 4750 лет назад.
Так что, три ДНК-генеалогические ветви – ариев, будущих скифов и будущих славян – имеют характерный предковый снип R1a-Z645, который образовался примерно 5900 лет назад.
- Русские и славяне гаплогруппы R1a продолжили генеалогию этого снипа по двум основным линиям Z645 > Z280 и Z645 > M458 (восточные славяне и западные славяне).
- Южные арии и их потомки скифы продолжили генеалогию Z645 по основной линии Z645 > Z93 > Z94 > Z2124 > Z2125 > Z2123. И последний снип – Z2123 образовался примерно 4200 лет назад. Ископаемые костные остатки носителей снипа Z93 в 2020 году были найдены, (Saag и др.) в фатьяновской культуре (4900-4000 лет назад).
- Z2123 мог образоваться в ходе миграционного пути на восток (от срубной, потаповской, синташтинской или андроновской археологических культурах, или даже в Зауралье, по пути на Алтай.
- А вот сарматы имели гаплогруппу R1b, с положением костяка в захоронениях на спине
Впрочем, носители субклада Z93 обнаруживаются как среди поляков, немцев, татар, так и, хотя и в малой степени, среди восточных славян (русских, украинцев). А обнаружение древних носителей Z93 в фатьяновской культуре, которая простиралась на север вплоть до нынешней Вологодской области, опровергает реальность степной природы ариев.
Не менее убедительным аргументом распространения ариев по всей Русской равнине вплоть до северных регионов являются многочисленные арийские гидронимы Русского севера, Карелии, Архангельской области. С этим можно подробнее познакомиться в следующих статьях:
Так что, традиция традицией, а обитание ариев со своим арийским языком на Русской равнине указывает на изначальность их бытия там, до того, как они сместились в южные степи. И традиционная историческая привязка ариев только к южным степям и лесостепям, в принципе, беспочвенна..
Сарматы же, по данным А. Клёсова, были оставшимися в Евразии потомками ямников (5300-4600 лет назад), гаплогруппы R1b-L23-Z2103 и нижестоящих субкладов. Либо были мигрировавшими из Сибири носителями «параллельных» субкладов гаплогруппы R1b (например, R1b-M73).
Нестыковка указанных времен с сарматскими временами «историков» не означает, что они возникли только в IV в до н.э. Как минимум, с середины 3-го тысячелетия до н.э. эти носители R1b могли уже мигрировать и кочевать по южным степям, оставляя «сарматские» признаки своих миграций и стоянок.
Важно также то, что имея гаплогруппу R1b, сарматы не могли говорить на ИЕ «иранском» или «индоиранском» языках. В любом случае, сарматы изначально говорили не на ИЕ языках. Только тесное общение со скифами могло привести их к использованию ИЕ языка ариев-скифов при общении с последними.
Также они могли заговорить на ИЕ языке, если бы имели типичные западноевропейские субклады R1b-P312 или R1b-U106 и прибыли на «сарматские территории» из Европы позже 2,5 лет назад. В это время носители R1b в Европе, говорившие прежде на агглютинативных языках, уже говорили на ИЕ языках, переняв их у кельтов.
Субклады Z93, Z280, M458, и прибывшие примерно 4900-4500 лет назад на Русскую равнину из Европы, скорее всего, физически даже не были разделены по племенам. Как иначе объяснить богатую арийскую (индо-язычную) гидронимию на Русском севере. К тому же, в центре Русской равнины именно в фатьяновской археологической культуре была обнаружена и Z93. Очевидно, такая близость предполагала и один, арийский язык общения. Тем более, что они совсем недавно, всего через несколько веков, отошли от родительского субклада.
Тем не менее, стройность показанной картины на Русской равнины может несколько смущать своей простотой. Нам неизвестно, какие еще ветви гаплогруппы R1a или даже R, не сохранившие со временем потомства, могли обитать на Русском Севере сразу после ухода ледника. Но нельзя исключить предположения, что в определенной степени этот ареал не оставался пустыней. А значит, какие-то другие, не отмеченные историей носители, возможно, R1a, могли обитать там и являться носителями также и языка, который в последствие стал арийским (индоевропейским). Пришедшие в их ареал бывшие шнуровики легко усвоили близкий, но не совсем забытый язык предков. Такое гипотетическое предположение высказывалось мною в статье:
К слову, субклад Z284, который передвинулся в Скандинавию, скорее, передвинулся туда без захода на Русскую равнину. Но тем не менее, также стал носителем ИЕ языка.
Теперь снова о скифах. Их гаплогруппа R1a теперь сомнения не вызывает.
Первые раскопки захоронений ариев-скифов в Хакасско-Минусинской котловине с датировкой 3800-3400 лет назад показали именно эту гаплогруппу.
Как они там оказались? По концепции ДНК-генеалогии примерно 4900-4500 лет назад дочерние субклады Z93 и Z93-Z94-Z2124-Z2123 родительского арийского субклада R1a-Z645 вышли из Европы, Русской равнины. Они-то в пределах времен 4000-3400 лет назад и продвинулись через Среднюю Волгу на восток, и прошли Южный Урал, дошли до Алтая.
В интервале 3600-3500 лет назад арии оказались в Индостане. С этого момента и на протяжение двух тысяч лет носители Z2123 передвигались в том самом степном и лесостепном ареале от Дона до Алтая и обратно. Так или иначе, именно они оставили многочисленных потомков на Кавказе, у татар, башкир, в Средней Азии, на Южном Урале, на Алтае, предков которых называли собирательным именем «скифы».
Оставшиеся после ухода ариев носители гаплогруппы R1a на Русской равнине в период 4500-3500 лет назад, когда еще реальные «скифские» времена не настали, у древних греков уже слыли «скифами». Речь идет о территориях юга России, Украины, в Предкавказье, в прикаспийских степях, а также в Средней Азии, на Балканах.
Арии же, предки скифов, остановившись примерно 4100 лет назад на юге Урала, продвинулись от него далеко на восток. 3800-3400 лет назад они оказались в Хакасско-Минусинской котловине, где поздние арии стали ранними скифами. И уже с тех времен их вполне можно называть скифами. По традиционной исторической классификации – это уже ранние скифы.
Ветвь, которая известна, как ветвь индоариев (синташтинская культура), ушла примерно 3600 лет назад из Южного Урала на юг, в Индостан. К вопросу о скифах эти ушедшие арии уже не имеют особого отношения, кроме родственного – у них другие исторические судьбы.
В принципе, разграничение арии - скифы – условное. Как отмечает А. Клесов, на самом деле, в их ДНК-генеалогической динамике это – один род, одни люди.
«Cкифов» можно начинать отсчитывать или от ухода носителей гаплогруппы R1a-Z645-Z93-Z2123 на восток с Южного Урала (в XVIII в. до н.э.), или от их прибытия на Алтай (пазырыкская культура, VI-III вв. до н.э.), или, скорее, где-то на этом миграционном пути, во времена карасукской или тагарской культур (XV-VIII вв. до н.э. и VIII-III вв до н.э., соответственно). [А. Клесов ]
Трудно найти какую-то определенную точку, которая стала бы отсчетной для времени «появления» скифов. Их «появление» также было не одномоментным событием. Вообще говоря, история появления скифов – это 20-тысячелетняя история ариев в ее развитии.
Мой канал: https://dzen.ru/media/bonorus