Найти тему
Кирилл Максимов

Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика

Этот летающий треугольник создавался для одной единственной цели: ядерной бомбардировки СССР. Однако, несмотря на амбициозные планы со стороны компании Avro самолёт принял участие всего в одной операции: бомбардировки Фолклендских островов, пролетев для этого 12 874 километра.

Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика
Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика

Прототипом этого "ядерного бомбардировщика" стал Type 698 - не менее "треугольный" самолёт компании Avro, который полетел ещё в 1952 году. Тогда пилот: Роли Фальк пилотировал этого монстра, как истребитель, хотя на нём стояли двигатели в два раза слабее, чем планировалось. По окончании авиашоу в Фарнборо инженеры поняли, что к лётным характеристикам у них вопросов нет.

Техническое задание, которое выставили в правительстве Англии в 1948 году походили на сцену из фантастического фильма: самолёт должен был поднять на борт ядерную бомбу весом 4536 кг, подняться на высоту 15240 метров, разогнаться до скорости 927 км\ч и при этом весить не более 45 тонн. Для послевоенного мира эти требования выглядели абсурдными, особенно снижение массы будущего Avro.

Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика
Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика

Поэтому первой причиной, почему это всё же это треугольник, стал отказ Avro от горизонтального оперения и переход от стреловидного крыла к дельтовидному. После испытаний авиаконструкторы решили не менять аэродинамическую схему, тем самым сохраняя небольшой вес, требуемый правительством Великобритании. А качестве силовой установки использовали Bristol BE.10 (тот самый, который использовали на Конкорд), и располагались они в корневой части крыла.

Ядерную бомбу планировалось разместить в левой части крыла, а в правой уравновесить ее топливными баками. Но авиаконструкторы всё же решили пересмотреть схему, поставить двигатели в ряд и разместить бомбовый отсек по середине. Это было мудрое решение, так как Vulcan мог передислоцироваться без ядерной бомбы, а начилие топливных баков в правой части крыла неминуемой привело бы к нарушению центровки. Это, конечно, можно решить балластом, но зачем, если можно просто разместить бомбу по центру, без всех этих танцев с бубном?

Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика
Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика

Для испытаний собрали серию экспериментальных самолётов, которая получила обозначение Avro Type 701. Так как двигатели ещё не были готовы, в качестве временных использовали Rolls-Royse Avon R.A.3 с силой тяги 28,91 кН. Этот самолёт поднялся в небо 30 августа 1952 года. В 1953 году двигатели заменили на ASSa. 6 Sapphire, которые имели тягу 33,4 кН.

Второй опытный самолёт имел двигатели Olympus Mk 100 с силой тяги 43,4 кН. Кроме того, фюзеляж самолёта удлинили на 41 см, чтобы установить дополнительные топливные баки и удлинённую стойку переднего шасси. Появился блистер бомбового прицела, при этом численность экипажа увеличилась до 5 человек.

Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика
Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика

С 1955 года вместо Mk 100 стали устанавилвать Bristol Olympus Mk.101 с силой тяги 48,9 кН. Со временем двигателестроительная компания увеличивала мощности. Так, например, Mk.102 имел 53 кН, а 104-ый - 59. Последний стал стандартом для Avro Vulcan B Mk.1. Но из-за избыточной и даже сказать ненужной мощности появлялась проблема с тряской крыла. Со скоростями ближе к М=1 да ещё на большой высоте это могло привести к флаттеру, ослаблению конструкции крыла, и хуже всего - к его отрыву. Проблему решили созданием нового детовидного крыла "Фаза-2".

Сразу после опытных образцов пошли первые серийные самолёты. Первый Vulcan поступил на вооружение в учебную часть лётной переподготовки №230 в Ваддингтоне, в 1956 году. Там обучили первые 5 экипажей, которые составили ядро 83-й эскадрильи, сформированной в 1957 году. Всего выпустили 41 самолёт. Последний Mk.1B поступил на вооружение в 1959 году. Эти самолёты имели систему дозаправки в воздухе и систему РЭБ.

Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика
Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика

Olympus рос по мощностям, а мощному двигателю требовалось другое крыло. Учитывая большую вибрационную нагрузку, высокие скорости и десятикилометровую высоту, требовалось уменьшить толщину крыла и увеличить его размах на 3,66 метра. Крыло получило обозначение "Фаза 4", а Вулкан, на который устанавливались Mk 200 и Фаза-4, стал именоваться B.Mk.2. Эта модификация могла таскать не только бомбы, но и ракеты Blue Steel которые работали за пределами работы ПВО противника.

Первые самолёты этой серии были тренировочными и в частности учили экипаж управлять пуском ракет. С 1960 года на самолёт стали ставить ещё более мощные двигатели Mk 201 тягой 75,6 кН. Ещё позже потолок пробили двигателем Mk 202, который имел тягу почти 90 кН. Эти моторы и стали основными для модификации B.Mk.2. Первые самолёты этой серии поступили в 83-ю эскадрилью Королевских ВВС, в 1960 году. С 1963 года в СССР создали ЗРК, которые могли работать по высотным самолётам, поэтому Вулканы работали в основном на малой высоте. А с 1969 года англичане окончательно отказались от использования самолёта в качестве носителя ядерного оружия, переклассифицировав его в дальний бомбардирощик. В качестве носителей Англия стала использовать подводные лодки с ракетами Polaris.

Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика
Этим Avro Vulkan Великобритания планировала бомбить СССР. История британского бомбардировщика

По мере разоружения Великобритании, часть самолётов перевели в соединения радиолокационной разведки, которые вместо ракет оснащались фотокамерами. Самолёт находился на вооружении, пока на смену ему не пришёл Tornado. Но в 1982 года Avro Vulcan ещё сумел пооучавствовать в боевых операциях, например в бомбардировке Фолклендских островов и позиций аргентинской армии. Последние модификации Vulcan уже не несли никакой "западной демократии", а использовались как топливозаправщики, особено на фоне проблемных бомбардировщиков-топливозаправщиков Victor. Последний самолёт сняли с вооружения в 1984 году. Так и закончилась исторпия этого прекрасного бомбардировщика.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.