Найти тему

Как сотрудники музея спасали иконы

Уберечь от разрушительного действия времени, собрать памятники древнерусского искусства, сохранить, – вот в чем видели цель своей деятельности первые сотрудники Музея имени Андрея Рублева. Для этого нужно было найти то, что погибало в недействующих церквях или в краеведческих музеях. В одном из таких учреждений культуры, например, из икон XVI века были сколочены перекрытия для антресолей, а в другом огромные по размеру образы из иконостаса использовались как стенды для фотографий передовиков производства. В ту самую пору, когда древнерусское искусство меньше всего ценилось в нашей стране, поколение создателей и первых сотрудников музея, смогли сформировать фонды музея, спасая для будущих поколений выдающиеся произведения.

Л.М. Евсеева перед найденной в поселке Коровино иконой. 1968 год (архив Л.М. Евсеевой). Фотографий из первых экспедиционных поездок музея не сохранилось.
Л.М. Евсеева перед найденной в поселке Коровино иконой. 1968 год (архив Л.М. Евсеевой). Фотографий из первых экспедиционных поездок музея не сохранилось.

В своих воспоминаниях о собирательской деятельности музея и организации экспедиций И.А. Иванова пишет:

«Первая экспозиция утвердила широкий профиль Музея – центра хранения, показа и изучения художественной культуры Древней Руси, способного представить все богатство нашей страны памятниками живописи русского Средневековья. Таким центром Музей стал ощущаться с начала 1950-х годов. Всем было ясно, что здесь работают люди, заинтересованные в изучении и сохранении памятников древнерусской культуры, остававшихся в неизвестности. Постоянно поступали очень тревожные звонки с периферии, которые зачастую говорили о необходимости самой неотложной помощи. Музей начал готовить первые экспедиции в древнерусские города, чтобы четко представлять, каково положение с хранением материалов в местных краеведческих музеях и как можно спасти неблагополучные памятники. Что говорить о закрытых храмах и монастырях, в которых погибали иконы! Храмы разрушали, иконы жгли. Часто можно было приехать только к пепелищу. Музей взял на себя миссию по спасению этих ценностей."

Из отчета о командировке с.н.с. Музея им. А. Рублева Ивановой И.А. и одного из первых реставраторов Музея Тихомировой К.Г. ( в сокращении) :

«…. часть произведений (21) находились в каморке с печью над лестницей среди дров, ведер и тряпок. Произведения стояли на полу, а некоторые были прибиты большими гвоздями к стенам. .. ! 40 экспонатов помещались в каменном сарае-погребе. Они были установлены на стеллажи, которые стояли вдоль стен, и те стороны произведений, которые были обращены к стенам, не только отсырели и покрылись плесенью, но и сгнили. Доски были мокрые на ощупь, паволока свисала клочьями. Почти все произведения имеют вздутия левкаса, шелушение и осыпи красочного слоя....»

Музей придал огласке эти факты, рассказали общественности города о собрании их Краеведческого музея и ценности художественной культуры их древнего города. Было привлечено местное начальство, выделены деньги на реставрацию икон.

Ирина Александровна Иванова о «спасательной» экспедиции в один провинциальный музей:

«...Мы с коллегой, Кирой Георгиевной Тихомировой, приехали в еще не старых, приличных пальто, но очень скоро превратились в «чумазых кочегаров». Буквально с порога попросили: «Покажите нам, где хранится коллекция икон». А надо сказать, что музей тогда находился в одном из самых величественных зданий города – в огромном старинном особняке. И вдруг провожатый – музейный хранитель – ведет нас через двор к сарайчику с коваными дверями и амбарным замком. Зашли – и ахнули. Перед нами была каменноугольная яма. Оттуда уголь доставали для отопления особняка. А по бокам, прямо у этой ямы, располагались стеллажи с иконами. На полках в этом холоде, копоти, грязи стояло около 600 икон. Кинулись разбирать этот так называемый фонд и переносить в основное здание. Конечно, иконы были под потемневшей олифой. Многие – со следами плесени, грязи. На это без слез смотреть было нельзя... Нам надо было составить список, определить век. Пробы делала Кира (реставратор). Она то и дело радостно кричала мне: «Ирина Александровна, тут охра глухая». Это означало, что перед нами вторая половина XVII века. Потом шепотом: «Светлая охра». Значит, начало XVI века. Самым волнующим событием была последняя находка. Кира вдруг еле слышно произнесла: «Зеленые... Зеленые прозрачные фоны». Это означало, что обнаружено самое начало XVI века – время Дионисия. Это уже шедевры! На реставрацию мы вывезли 15-16 икон (слишком невелики были силы и возможности музея). ….. Таких музеев по стране было много. В них зачастую работали равнодушные, несведущие люди или – хуже того – атеисты...»

Кира Георгиевна Тихомирова, одна из первых реставраторов Музея имени Андрея Рублева, так рассказывала об экспедициях:

«..В экспедиции в самые глухие села и деревушки всегда ехали с надеждой. Бывало, заранее предвкушаешь, радуешься, а как увидишь... Даже вспоминать страшно. Заходишь в храм, а там МТС. Фресок и в помине нет. Кирпич только виден и помет на полу. А иной раз заходишь в церковь, там кучей насыпаны удобрения. И вот в этих-то стенах мы находили иногда бесценные жемчужины. За них многое готовы были отдать, только бы не пропустить, не опоздать. А опоздали чуть-чуть – и все. Перед церковью костер. Но мы шли и шли. Часто пешком, иногда в распутицу, без гроша в кармане. Благо всегда были яйца под рукой. Реставрационный продукт запасали неукоснительно, – и засмеялась. – Нечего есть – съели пяток сырых яиц и пошли дальше.
Однажды вошли мы в старую церковь, а там зернохранилище. Еще тракторы какие-то стояли, коробки. Осмотрелись: пусто, ничего не осталось. И уже собирались уходить. Как вдруг один из сотрудников наших говорит: «Давайте посмотрим, что там, под аркой. Кажется, старые доски видны». Ленимся, но, однако, взгромоздили какое-то сооружение из остатков всяких механизмов. Забрались, дотянулись. А там все было плесенью покрыто из-за сырости. Вынесли на солнце, смотрим оборот доски и замираем в трепете: деревянные гвозди. Это значит – мы обнаружили иконы XIV века. И большие, поясные. Чистый восторг! А впереди – и ты это предвкушаешь – самые волнительные минуты: после осторожной, бережной расчистки, после того, как будут сняты слои более поздней записи, ты увидишь, как засияет яркими, чистыми красками древний образ»

Цитаты - Фрагменты статьи газеты«Вера»-«Эском»

В 1950-е годы Н.А. Демина, Д.И. Арсенишвили и И.А. Иванова вывезли из периферийных музеев, из закрытых храмов более 100 икон XV-XVII веков, находившихся в аварийном состоянии из-за непрофессионального хранения.

Это была поистине подвижническая работа. В ту самую пору, когда древнерусское искусство меньше всего ценилось в нашей стране, эти люди, благоговея перед древней иконой, спасали от гибели бесценные православные святыни. В одном из своих писем к Н.А. Деминой Давид Ильич писал: «Кажется, я не зря забрался в эту вологодскую глушь, с находками не расстаюсь. Соседи спят, лампочка тусклая, прислоню иконы к рукомойнику и смотрю. Доски черные, нераскрытые, но свет от них чувствуется, оторваться трудно. А может быть, это Дионисий, дорогая Наталья Алексеевна?»

В 1960-е годы в музей пришло новое поколение научных сотрудников, среди которых Г.В. Попов, В.В. Кириченко, А.С. Логинова, Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков, В.Н. Сергеев. В это время музей проводил особенно многочисленные экспедиции, благодаря которым музейная коллекция значительно расширилась.

Сотрудники Музея имени Андрея Рублева, слева направо: реставраторы И.В. Ватагина, К.Г. Тихомирова, главный хранитель В.В. Кириченко, А.А. Салтыков, М.Д. Семиз, В.Н. Сергеев. 1970 год
Сотрудники Музея имени Андрея Рублева, слева направо: реставраторы И.В. Ватагина, К.Г. Тихомирова, главный хранитель В.В. Кириченко, А.А. Салтыков, М.Д. Семиз, В.Н. Сергеев. 1970 год

Валерий Николаевич Сергеев
Валерий Николаевич Сергеев

В дальнейших публикациях мы расскажем об иконах, привезенных из экспедиций музея по Русскому Северу в 1960–1970-е годы. География экспедиций была достаточно обширна – это и север Кировской области, и северо-западное, и юго-западное побережье Белого моря, и Карельское Поморье, и Архангельская область. Их маршруты включали труднодоступные места, заброшенные селения, водные преграды, сложные переходы.

На фото - В.В. Кириченко и Г. В. Попов во время экспедиции в г. Лальск. 1963 год
На фото - В.В. Кириченко и Г. В. Попов во время экспедиции в г. Лальск. 1963 год

До 8 января 2023 года в Музее имени Андрея Рублева можно посетить выставку «Тверская Атлантида», посвященную еще одной важной странице истории формирования его коллекции – экспедициям 1960–1970-х годов в Тверскую (тогда Калининскую) область. Во время этих поездок было спасено множество произведений искусства – икон, книг, предметов прикладного искусства.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!