— Недавно производитель из партнера превратился для нас в конкурента, — рассказывает владелица шоурумов «Be Boom» в Воронеже и Москве Светлана Шишкина. — Я заключила «Лицензионный договор на ноу-хау», чтобы иметь исключительное право продавать в Воронеже определенную марку одежды, и заплатила за это право несколько сотен тысяч рублей. Затем закупила на крупную сумму товар у производителя, оформила магазин согласно фирменному стилю, обязательному по договору. Также сделали и владельцы франшизы в других городах России. И тут партнер, заключивший договор, закрывает свои шоу-румы и … переходит на маркетплейс с жестким демпингом. Более того, когда покупательницы спрашивали на маркетплейсе, где можно примерить одежду, производитель отвечал, что можно померить в магазине, а купить у них дешевле. В итоге я и другие предприниматели заплатили за франшизу, закупили товар и стали бесплатной примерочной для производителя, торгующего на маркетплейсе!
С какими еще сложностями сталкиваются те, кто работает с маркетплейсами? И можно ли этих сложностей избежать? Рассказывает руководитель адвокатского кабинета Белик Г.П. Галина Белик.
Ошибки дилеров
Главной проблемой дилеров, заключивших лицензионный договор, как в примере, стало то, что договор изначально был составлен не в их пользу. Разберем на этом примере, какие ошибки были совершены и как их избежать при заключении договоров.
Ошибка 1. В договоре не прописаны условия его расторжения
На этапе заключения договора с производителем нужно прописать возможность его расторжения в одностороннем порядке. Иначе дилера ждет по сути пожизненная кабала. Согласно статье 450 Гражданского Кодекса РФ, расторгнуть договор в одностороннем порядке возможно лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. В указанном нами кейсе договор это не предусматривал, а вот продавец лицензии мог сам расторгнуть договор, при этом не возвращая ему уплаченные дилером деньги.
Ошибка 2. В договоре на офлайн-продажи не указано, что в этих же городах нельзя продавать через интернет, в том числе, на маркетплейсах
При заключении договора необходимо добавить пункт о том, исключительное право на продажу товара на конкретной территории распространяется также на маркетплейсы. Саму онлайн-площадку нельзя ограничить— куда выбрал клиент, туда они и доставляют. Но можно договориться так, что при поступлении на маркетплейсе заказов на территорию дилера, производитель будет не сам направлять товар на склад, а передавать заказ дилеру.
Ошибка 3. Закупка товаров по предоплате
Нужно избегать поставок товара по предоплате, вместо этого использовать поставку товара под реализацию с оплатой по мере продажи товара. Так производитель будет заинтересован в ваших продажах, у него будет меньше искушения «выдавливать» вас с рынка.
Ошибка 4. Лицензионный договоры на ноу-хау регистрации не подлежат, поэтому лицензиары могут вводить в заблуждение приобретателей прав по договору тем, что продают не право продажи в конкретном городе, регионе, не права на товар, а права на комплекс документов по ведению бизнеса
Как в случае со Светланой: должностные инструкции, рекомендации по выбору продавцов, скрипты продаж и руководство по использованию фирменного стиля. Поэтому прежде чем подписать договор надо задать себе вопрос: а что я могу запретить использовать по этому договору? Получается лишь использовать тот же фирменный стиль и скрипты продаж.
Ошибки селлера на маркетплейсе
Основные проблемы селлера связаны даже не с самим маркетплейсом — такие площадки работают на публичной оферте, которую нельзя изменить. Ты либо работаешь по правилам оферты, либо разрываешь сотрудничество с площадкой. Здесь главное — внимательно изучить оферту и строго соблюдать ее условия, как как нарушение чревато убытками.
Например, производитель торгует на маркетплейсе товарами для магазинов: тейбл-тенты, ценники, баннеры и т.д. И получает крупный заказ. Затем узнает, что объем товара слишком большой и склад маркетплейса его не примет. Это чревато срывом обещанных сроков доставки: если склад не принимает, товар возвращается обратно. Чтобы не подводить клиента, производитель просит его отменить заказ и затем сделать несколько заказов поменьше. Клиент не стал этого делать, и тогда селлер отменил заказ сам, за что получил блокировку от маркетплейса. Тут уже и клиент прекратил с ним сотрудничество не только по этому, но и по другим заказам, испугавшись, что раз блокируют, значит недобросовестный продавец.
С юридической точки зрения правильнее было отправить заказ на склад, чтобы показать выполнение. И если товар не принимают на складе, это уже не вина производителя или покупателя. А далее можно было либо отвезти курьерской доставкой, либо через отмену в связи с отказом склада. Это задержало бы сроки, но так селлер не нарушил бы правил маркетплейса, которые гласят, что за отмену заказа поставщиком, он может быть заблокирован. А избежав блокировки, избежал бы и потери клиента.
Ошибки производителя при работе с агентами
Выходя на рынок, производитель может реализовывать товары через крупные интернет-магазины по договору агентских услуг, которые оказываются на условиях фулфилмента (полного сервиса). Такая модель отличается от модели маркетплейса юридически — используется другой договор. Но по сути это та же онлайн-торговля со схожими рисками.
Фулфилмент (от англ. англ. fulfilment — исполнение) — комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. Свою популярность фулфилмент получил благодаря известной американской компании Amazon.com, которая первой вывела на новый уровень эту услугу для тысяч продавцов.
Ошибка 1. Большая первая поставка
В агентских договорах нередко фигурирует такая формулировка: «Образцы документов, утвержденные приложениями к Договору, могут быть изменены Исполнителем в одностороннем порядке, путем направления Продавцу соответствующего уведомления. При этом дополнительное подписание сторонами такого документа не требуется». По сути это означает, что агент может отдельным приложением к договору внести любое изменение в ваши договоренности в одностороннем порядке. Поэтому важно — особенно на первых порах, когда вы не уверены в надежности агента — отслеживать уведомления: в случае существенных изменений условий договора не в вашу пользу, нужно оперативно расторгнуть договор. И в течение 30 дней успеть вывезти товар из любой точки, где он будет находиться. Небольшую партию вывезти дешевле и быстрее. Поэтому начните свою работу с нее.
Ошибка 2. Отсутствие официальной переписки через определенный адрес электронной почты или электронный документооборот
Например, через систему «Контур» (Диадок) или любую другую. Или зафиксировать в договоре адрес электронной почты, по которой ведется официальная переписка. Чтобы в случае конфликтов или судебных разбирательств оппонент не смог предъявить поддельную переписку с подставных адресов.
Ошибка 3. Нарушение сроков ответов
Очень важно вовремя отвечать на все отчеты, документы и письма исполнителя, отправленные на официальный адрес (как самой организации, так и электронной почты). Иначе могут применяться санкции. Нужно выписать себе из договора, на что и в какие сроки отвечать. Например, если исполнитель допустил нарушение — недоплатил, утратил товар и т.д. — то вы должны составить акт в присутствии лиц, желательно не состоящих с вами в трудовых правоотношениях, в присутствии виновника по месту события, когда товар должен быть принят, затем направить претензию, в течение указанного в договоре срока и уже после этого предъявить иск в суд. Срок исковой давности составляет 3 года. Если вы хотите при этом расторгнуть договор, то всего 1 год. Стоит обратить внимание, что если договором предусмотрено, что в случае наличия претензий вы имеете право заявить о них в течение 5 дней, то в ином случае вы не сможете ссылаться на нарушение (не касается скрытых недостатков).
Ошибка 4. В договоре не прописана неограниченная неустойка
Чаще всего в агентских договорах за просрочку платежей исполнителем установлена неустойка не более 10-20% от суммы задолженности. Если агент по каким-то причинам в вас не заинтересован, он может допустить просрочку на год и больше, отделавшись относительно низкой неустойкой. В идеале, еще до заключения договора нужно постараться продавить исполнителя прописать неограниченный объем неустойки: если им нечего скрывать, но это не страшно. Если могут затянуть надолго — подписать договор с таким условиям откажутся. В этом случае нужно уточнить, опасаются ли они, что их нарушит поставщик. Если так, то можно указать в договоре, что в случае нарушения сроков поставщиком, неустойка не взыскивается или до 10%. Если соблюдение сроков зависит лишь от вашего контрагента и если продавить не получится, то в случае задержки платежей сразу подавайте в суд, чтобы неустойка в 20% покрывала ваши издержки за время, на которое задержали платеж.
Ошибка 5. Не прописаны условия хранения товара
Из-за ненадлежащих условий хранения товар может портиться, что порой провоцирует возвраты и недовольство качеством без вашей вины. Поэтому вы можете в отдельном приложении к договору четко прописать условия хранения вашего товара согласно ТУ или ГОСТ. Чтобы необоснованные претензии не предъявили именно вам, нужно периодически производить фотосъемку или контрольные закупки — для этих задач можно нанимать, например, студентов. Так вы сможете защититься, предъявив доказательства ненадлежащего хранения.
Ошибка 6. Не проведение аудита при расторжении договора
В агентском договоре часто встречается пункт: «После расторжения договора Исполнитель продолжает получать возвраты от Покупателей, возвращать Покупателям суммы за возвращённый Товар, однако не производит возврат Товара Продавцу вне зависимости от его качества». Исполнитель может (вряд ли так поступит, но теоретически может) после расторжения договора, чтобы не возвращать ваш товар, выкупить его через третье лицо, а потом третье лицо после расторжения договора оформит возврат. В этом случае денежные средства, полученные за товар, вам придется вернуть, а возвращенный товар остается у исполнителя. Как себя защитить? Нужно провести собственный независимый аудит всех товарных остатков перед тем, как расторгаете договор. Количество оставшегося товара будет зафиксировано, и вам будет проще провести итоговую сверку без «эксцессов». Если же исполнитель все равно использует недобросовестную схему, данные аудита станут вашим доказательством в суде.
Напоследок
По возможности, все споры нужно решать в досудебном порядке, а для этого все вероятные риски нужно прописать в договоре. Ваши оппоненты — будь то классический маркетплейс или интернет-магазин с фулфилментом — работают по своим договорам уже давно и могут сманипулировать так, чтобы вы сами допустили нарушение. Например, будут 30 дней говорить: «да-да вернем деньги», а на 31й день у вас закончится срок, установленный договором для предъявления претензий. Но в целом, мы все понимаем, что именно работа с маркетплейсами сегодня развивается очень динамично. Поэтому, если тоже решились войти в эту сферу, грамотно составляйте договор, соблюдайте его сами и стартуйте. Удачи!
Источник: телеграм-канал De Facto
#маркетплейс #маркетплейсы #финансоваяграмотность #финансыибизнес #предприниматель #предпринимательскаядеятельность #юридическаяпомощь