Найти в Дзене

Кошмар педагога: лесница, спосиба, субота

Учим словарные слова.

Жила-была второклассница. Школу любила, пятерки получала. Правила учила, с упражнениями по русскому языку справлялась играючи. Тексты списывала идеально, а контрольные диктанты писала безукоризненно. Но тут повстречался ей зверь невиданный, лютый - словарный диктант. И появились проблемы у второклассницы, не хотели ей поддаваться слова, написание которых заучить требовалось. Один вечер учит девочка слова, другой, а на диктанте опять буквы не слушаются, перепутываются. И снова идет наша второклассница расстроенная, с тройкой в дневнике.

Знакомая ситуация, правда?

Очень часто самой сложной задачей ребенка становится запоминание словарных слов. Здесь не поможет проверочное слово или правило. А буквы коварные - так и норовят нерадивого ученика запутать.

Встает закономерный вопрос: как помочь своему ребенку? Разберем несколько приемов запоминания.

1 прием: "Группировка".

Предложите ребенку разбить все словарные слова на тематические группы. Это могут быть следующие темы: "Вежливые слова", "Птицы", "Дни недели", "Месяцы" и т.д. К каждой группе придумайте картинку.

2 прием: "Придумай рассказ".

Данные прием прорабатывает не только запоминание словарных слов, но и креативное мышление. Дайте ребенку любые 10-15 словарных слов. Задача ребенка составить текст, в котором нужно употребить все эти слова.

3 прием: "Ассоциация".

Этот прием имеет несколько вариантов. Первый: к каждому словарному слову подберите ассоциацию. Пример: слово "Космос" - в космосе есть планеты, планеты круглые, значит и в слове круглые буквы "о".

Второй: зарисуйте слово. Пример. Напишите слово "яблоко", где на месте букв "о" нарисуйте яблоки.

4 прием: "Заучивание"

Подберите к слову родственные (однокоренные) слова, составьте с ним словосочетания, найдите к нему синонимы, антонимы, загадки, пословицы, поговорки. Раз в два-три дня повторяйте слова, пишите дома небольшие диктанты.

5 прием: "Игровой".

Для своих учеников я придумала дидактическую лингвистическую игру. Правила просты. Все изученные словарные слова я записала на карточки (1 карточка = 1 слово). "Сложные" буквы в карточке не прописаны, дети сами должны вспомнить пропущенную букву.

Карточки игры
Карточки игры

Играет весь класс, разделенный на три команды (ряд=команда). Первый игрок из команды вытягивает карточку со словарным словом. Ему необходимо дать подсказки своему ряду. Нужно рассказать о слове так, чтобы ряд догадался,какое слово досталось игроку. Важный нюанс: использовать однокоренные слова запрещено.

Как только слово отгадано, команда выбирает того, кто сможет без ошибки написать его на доске. Игроки получают балл только в том случае, если слово на доске записано без ошибок.

Игра не только помогает закрепить словарные слова, но и развивает речь, учит командной работе.

Данная игра применима и дома. Ребенок вытягивает карточку, загадывает слово родителям, а затем пишет это слово на листок. Балл достается в том случае, если родители отгадали слово, и ребенок верно его записал.