Найти тему

Значение сообществ для детей и педагогов.

Что делать, когда нет возможности бороться с обстоятельствами или изменить их? Важно адаптироваться, научится жить в этих обстоятельствах, а для этого нужны ресурсы. Больше всего ресурсов в ситуации конфликта дает именно поддержка сообщества — тех людей, которые рядом.

Школа — это место, куда человек приходит жить, где он встречает своих людей, свое племя, свое сообщество. Место, где ждут, где рады, где не бросят. Именно это ощущение “я не один” и нужно давать друг другу в моменты потрясений. Да, все неопределенно, кроме одного — наших отношений. Можно заставить человека уехать-приехать, бросить работу, отправиться туда, куда не хочет, но нельзя изменить его привязанности и контакты. Нельзя заставить прекратить любить или дружить.
Это — свободный выбор.

В школе ИлИ мы своей первоочередной задачей видим именно эмоциональную и моральную поддержку детей. Всегда. Особенно в смутные времена.

Что же можно делать в ответ на внешние вызовы.

Вызов неопределенности. Неизвестно, что будет завтра и чем это закончится.
Неопределенность может вызвать фрустрацию и оцепенение. Я ничего не могу, ничего от меня не зависит. Очень важно показывать, что всегда есть выбор. Акцентировать внимание на то, что какие-то решения всегда принимаешь только ты. Пусть это будет даже “какой рукой чистить зубы”, “по какому пути идти в школу”, “на полу или на стуле сидеть на уроке”, “писать или не писать”. Можно практиковать свободный выбор, акцентируясь на нем. Это дает ощущение автономности (свободы) и дееспособности.
Неопределенность перестает быть страшной, если мы ее как следует рассмотрели. Да, раз уж мы привели своих детей к такой точки истории —давайте учить в ней жить. Для этого важно говорить о страхах, эмоциях, проигрывать их с маленькими детьми или свободно обсуждать с подростками.

Вызов разделения (разлуки, ссоры, разные мнения). Есть ощущение, что все вокруг закрываются, уезжают физически или утекают мыслями. Становится больше конфликтов. А потребности в принадлежности — базовая потребность человека.
Важно говорить о любви. Посылать друг другу приветы и подарки. Чаще обниматься, чаще указывать на то, что чтобы не случилось — мы же вместе. Хорошо уйти от любых критических и оценочных высказываний. А в случае конфликта всегда заканчивать коммуникацию напоминанием о том, что мы друг у друга есть несмотря ни на что. Именно это можно делать в школе. И разговаривая с детьми о том, что значит для нас дружба, коллектив, школа, как можно быть вместе даже если вдруг расходимся во взглядах и все хочет нас разлучить. Можно играть в подвижные игры, где есть физический или визуальный контакт. Как можно больше предлагать кооперативных игр (мы вместе противостоим чему-то или решаем общую задачу). Придумывать союзы, так в начальной школе ИлИ с весны существует “орден зорких сердец”, задачей которого является смотреть, кому же грустно и плохо и поддерживать друг друга.

Вызов дееспособности.
Что я могу сделать перед лицом глобальных катаклизмов? Но будущее неопределенно и каждый может влиять на него. Кроме того, что мы можем показать возможность выбора в любой ситуации, важно еще учить работать с будущим. Практика мечтания. Представлять, что будешь делать вечером или летом. Или через пять лет. Может быть это будет какая-то определенная деятельность. Прогулка? Игра? Просто место, где ты планируешь оказаться? Мечтание, планирование, конструирование будущего (даже, если все будет иначе) дает ощущение влияния на свою жизнь и на мир вокруг. И это, действительно, работает.

Вызов конфликта ценностей.
Дети видят спорящих взрослых, дети слышат несогласие вокруг, они переносят эти споры и в свою среду. Вот тут для нас важно удерживать рамку, в которой нет правильного или неправильного выбора, а есть — индивидуальный. И каждый выбор может быть правильным в зависимости от того, кто выбирает. Можно говорить о разных героях, которые делают разные выборы, вспоминать книжки, мультики. Кто-то отправляется в путешествие, кто-то остается дома, кто-то бежит на баррикады, кто-то мечтает, смотря в окно. Все это — работающие стратегии, а наша сила в том, что оставаясь разными мы можем быть вместе. Именно наша разность делает нас богаче, как сообщество.

В начале года мы провели большую ролевую игру по вселенной Властелина Колец, чтобы показать, как быстро включается идея противостояния, даже когда мы просто делим ребят на “эльфов” и “гномов”. Прожив в игре этот опыт, они смогут перенести его в жизнь и узнавать в окружающем мире, принимая осознанные решения. Ведь даже, когда все вокруг хочет тебя разлучить с друзьями и родными, только от тебя зависит — случится ли это.

-2

Поддерживают детей тоже люди педагоги.
И они сталкиваются с теми же вызовами, что и дети. А помимо этого, на плечи тех, кто сейчас работает с другими людьми, всех специалистов помогающих профессий ложится огромный груз: нам приходится не просто выполнять свои профессиональные обязанности, а контейнировать, поддерживать, слушать, любить, разговаривать, учитывать эмоциональный фон. Поэтому важно позаботиться о себе.
Где взять силы педагогам? Конечно, в сообществе. В сообществе людей, которые похожи на тебя. Разделяют твои ценности, интересы, взгляды на жизнь. Людей, которые хотят жить, идти вперед, менять этот мир, даже, когда он валится из рук. У нас есть коллеги из образовательного бюро Розетка, которые умеют создавать такую атмосферу доверия на своих одноимённых событиях, и 15-16 октября Розетка пройдёт в стенах нашей школы.

Розетка это двухдневное очное событие для специалистов, работающих в образовании. Розетка по своему формату нестандартное мероприятие — она создаётся на основе запросов участников, поэтому у каждого есть возможность получить что-то ценное для себя, побыть в активной роли или вдохновиться коллегами. Таким образом, на Розетке чувствуешь себя внутри своего сообщества, в котором можно не только найти ответы на профессиональные вопросы, поделиться идеями своих проектов, но и эмоционально зарядиться на несколько месяцев вперёд.

Если Вы — педагог или другой специалист из сферы образования, хотите найти свое племя, встретить единомышленников, чтобы вместе влиять на мир или просто познакомится - приглашаем вас в школу ИлИ 15 и 16 октября. Регистрируйтесь до 9 октября на сайте.

Давайте не будем готовить детей, которые впишутся в этот непредсказуемый мир, давайте поможем им вырасти людьми, которые смогут его создать.