Найти в Дзене

Тоска по феодализму

Сенатор от Новгородской области Сергей Митин, комментируя решение президента присоединить к России самопровозглашённые ЛНР и ДНР, а также части Херсонской и Запорожской областей, вспомнил Рюрика и русских князей. Кажется, бывший губернатор, сам того не желая, выразил истинные устремления и идеалы действующей российской элиты. «Новгородцам особенно понятно» Отсылая к истории, уроженец Горького заявил: «нам, новгородцам, это тем более понятно, потому что ещё во времена легендарного Рюрика вся эта территория фактически контролировалась русскими князьями». Мы, в отличии от Митина — автора книги про князя Александра Меньшикова «Светлейший. Первый игемон империи» — на лавры знатоков истории не претендуем. Но полагаем, что называть князей восточнославянских земель времён правления в Новгороде Рюрика «русскими», как минимум не совсем корректно. Очевидно, что политик, историк, сенатор и экс-замминистра сельского хозяйства своими словами пытается внести свою лепту в поддержание умозрительного ид
Оглавление
Русь в 1054-1132 годах
Русь в 1054-1132 годах

Сенатор от Новгородской области Сергей Митин, комментируя решение президента присоединить к России самопровозглашённые ЛНР и ДНР, а также части Херсонской и Запорожской областей, вспомнил Рюрика и русских князей. Кажется, бывший губернатор, сам того не желая, выразил истинные устремления и идеалы действующей российской элиты.

«Новгородцам особенно понятно»

Отсылая к истории, уроженец Горького заявил: «нам, новгородцам, это тем более понятно, потому что ещё во времена легендарного Рюрика вся эта территория фактически контролировалась русскими князьями». Мы, в отличии от Митина — автора книги про князя Александра Меньшикова «Светлейший. Первый игемон империи» — на лавры знатоков истории не претендуем. Но полагаем, что называть князей восточнославянских земель времён правления в Новгороде Рюрика «русскими», как минимум не совсем корректно.

Очевидно, что политик, историк, сенатор и экс-замминистра сельского хозяйства своими словами пытается внести свою лепту в поддержание умозрительного идеологического концепта об историческом единстве территорий современной России, самопровозглашённых республик и регионов, которые после 24 февраля заняли войска РФ. Однако рассуждать даже о единстве тех земель, которые признаются российскими международным сообществом, на момент правления Рюрика невозможно.

Применительно к средневековью некорректно говорить и о существование наций, гражданских чувств или национального самосознания. Славяне и представители других племён, жившие на огромных пространствах, которые, по выражению Митина, «контролировались русскими князьями», не осознавали себя в качестве единого целого, а тем более сами территории — чем-то общим.

Феодальное мышление

Зато ценность земель и контроля над ними понимали сами князья. Поэтому такое важное символическое значение для современной элиты имеет поход Вещего Олега на Киев, который «позволил объединить два крупнейших городских центра восточных славян». Не зря граффити, посвящённое 1140-летию этого события, украсило ракету, на которой в космос полетела копия новгородской берестяной грамоты №10.

Месседж экс-губернатора можно интерпретировать по-разному. Но в логике исторического момента, о котором упоминает Митин, налицо приоритет интересов суверена перед интересами рядового человека на земле. Первые принимаются за выражение государственных интересов.

С учётом существования в России отчётливо просматривающейся иерархической системы, в которой местные суверены служат вассалами общего, налицо проявления своего рода нео-феодализма в масштабах государства. Хотя во времена Рюрика никакого «общего суверена» для всех разномастных территориальных образований той части Восточной Европы, на которой впоследствии сформировалось Русское царство, не существовало.

«По своим правилам»

Нашлось в словах губернатора место и современности: «Это всем уже, откровенно говоря, надоело. Вот эти вот бесконечные попытки заставить кого-то жить по своим правилам. Правила эти принципиально отличаются от наших».

Здесь нельзя не вспомнить слова Владимира Путина, растиражированные СМИ в середине марта: «Мы всегда в другом человеке видим свои собственные качества и думаем, что он такой же, как и мы. И, из этого исходя, оцениваем его действия и даем оценку вообще».

Пространная фраза бывшего губернатора открывает широкий простор для толкования, но, пожалуй, погружаться в него не стоит. Отметим лишь, что даже на момент объединения русских территорий, в Новгороде существовали «свои правила», отличные от московских, по которым новгородцев заставили жить впоследствии. Поэтому подобные апелляции к истории и попытки проведения аналогий, как минимум, некорректны. Прошлым манипулируют в интересах текущий политической конъюнктуры, вопреки декларирующейся борьбе «с искажениями истории».