Добрый день, уважаемые коллеги!
«В недалёком будущем сети транснациональных корпораций приобретают невиданный размах. Потоки электронов и частиц света несутся сквозь пространство, перенося самую великую ценность – информацию. Однако прогресс и глобальная компьютеризация ещё не успели стереть с лица Земли отдельные нации и этнические группы».
«Призрак в доспехах», 1995 год.
Сегодня публикую заключительное эссе об искусственном интеллекте, о предсказании прошлого и о воспоминаниях будущего.
Поговорим об электрическом ницшеанском человеке. О концептуальном понимании писателей и режиссеров, которые рассказывали о грядущем. О грядущем, где произошло событие, связанное с гигантским эволюционным скачком - появлением нового существа – андроида разумного (Android sapiens). Где творцом выступил сам человек. Это весьма созвучно с каббалистическим воззрением на то, что Бог оставил свое Творение незавершенным. И наделил человека правом развивать творческое начало, которое основано на Свободе Воли.
Речь пойдет о фильме – апогее всей современной фантастики и киберпанка, да и вообще, о человеческих представлениях: настоящих и будущих. Он должен прочно войти во все учебники философии и изучаться в учебных заведениях. Как уже вошел в общемировую кинематографическую сокровищницу. Фильм, который способен изменить ваше сознание и натолкнуть на новые размышления об окружающем информационном поле.
Пусть вас не смущает, дорогие читатели, некая непривычность визуального ряда. Дело в том, что данный фильм является нарисованным. Однако, после пяти минут просмотра эта непривычность забывается и компенсируется развитием сюжетной линии и авторскими мыслями.
Па – па – бам! Встречаем. «Призрак в доспехах». Фильм 1995 года, режиссёр Мамуру Осии или Ошии. Кому как привычнее.
«Призрак в доспехах» - единственный и недоступный. Чистая геометрия томления в глубинах души Искусственного Интеллекта.
Недалекое будущее. Искусственный Интеллект может влиять не только на события, но и на человека, взламывая его сознание и подменяя воспоминания. События в человеческой популяции хоть и развиваются по своей логике, но теряют привычную иерархию. Объекты управления приобретают субъектность. Рухнули, а затем обрели новый смысл человеческие философские доктрины.
Завязка вполне обычная. На секретном проекте спецслужб создается программа для решения сугубых вопросов. Операция получает кодовое название 2501. Пока Искусственный Интеллект всего лишь имитация разума и мышления. У него нет сознания и нет чувств. Но обращаясь к классикам марксизма, мы знаем, что количество рано или поздно перейдет в качество (так и случается). Сюжет, по нашей с вами давней договоренности, дорогие читатели, я раскрывать не буду. Не хочу вмешиваться в магию повествования.
Однако, отдельные впечатления озвучу. Итак, неожиданно реализацию проекта нарушает неизвестный хакер («Кукловод» или «The Puppet MasteR», называемый так за способность к взлому андроидных тел), который приносит полный разгром и секретности, и спецслужбам.
9-й Отдел Министерства Общественной безопасности получает задание найти и обезвредить его. Злодеи же из другого секретного отдела всеми силами стремятся вернуть эти синтетические мозги, чтобы замести негодяйские последствия.
Как же описывается сам Искусственный Интеллект во вселенной Мамуру Осии?
«Мы ничего не знаем о нем. Ни пола, ни возраста, ни биографии. Единственное, что известно наверняка, так это то, что его (или ее) имя находится в международном списке самых разыскиваемых преступников за незаконные манипуляции с акциями, нелегальный сбор информации, политические махинации и участие в террористической деятельности».
Что ж, отличный набор. Главное перспективный. «The Puppet MasteR» таким образом себя развлекает. Готово что-то противопоставить этому человечество? Или это безобидные шалости, которые меркнут перед деяниями людей?
Вирус, которым оперирует Кукловод, называется НА-3. Устаревший хлам. Никаких рукотворных программ, созданных человеком, он не признает. Удовлетворяясь самыми простыми решениями. Это в разы подчёркивает его крутость и безграничное господство в мире информации.
Осии заявил: "Моя интуиция подсказала мне, что эта история о футуристическом мире несет в себе непосредственное послание для нашего нынешнего мира. Я также интересуюсь компьютерами из-за моего личного опыта работы с ними. Я подумал, что было бы интересно снять фильм, действие которого происходило в ближайшем будущем. Существует лишь несколько фильмов, даже не голливудских, в которых четко показаны влияние и мощь компьютеров. Я думал, что эта тема будет более эффективно передана с помощью анимации».
Вот вам и прорицание в пророчестве. Напророчили то, чего не хотели. Тонкое сравнение гуманитарной эстетики с символами синтетико-технической жизни.
Интеллект ≠ разум. Будет ли ИИ сингулярным, или это будет множество сущностей? А еще Искусственный Интеллект в доспехах откровенно завидует человеческим существам, утверждая, что ДНК – является ничем иным, как программой, предназначенной для выживания.
Кроме того, главный герой - Искусственный Интеллект - озадачен огромными философскими проблемами, и его тяготит два обстоятельства: отсутствие смерти и воспроизводства. Ведь простое копирование не ведет к появлению разнообразия и оригинальности. Только жизнь увековечивает собой разнообразие. Статическая система нежизнеспособна.
Поэтому ИИ приходит к выводу: «Пора стать частью всего». И вот опять, отсылка к Библии: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
"Евангелие от Иоанна" 3:8.
«Будь мы все полностью одинаковыми наши действия были бы полностью предсказуемыми. А ведь зачастую у ситуации бывают несколько выходов. И что верно для группы, верно и для одного человека. А чрезмерное усиление одной из сторон влечет ослабление другой. Это равносильно смерти».
«Призрак в доспехах», 1995 г.
Не пытайтесь с первого раза понять этот фильм. Его надо вдумчиво пересматривать в несколько попыток. И все равно вопросов у вас будет значительно больше, чем объяснений.
«Обезьяна сошла с ума и стала человеком. А впереди золотой век — заря вечерняя. Мы должны жить между двумя зорями — вечерней и утренней. И когда-нибудь человек сделает такой же скачок, как сделала обезьяна, создаст сверхчеловека. Следующий день начнется, когда человек сойдет с ума и станет богом».
Максимилиан Волошин, 1906 г.
В другом мире, в другое время, другим андроидом, другому человеку был задан вопрос: «Зачем человек создал синтетического человека?» Легкомысленный ученый ответил: «Создали, потому что смогли». Справедлив этот вопрос-ответ и для нашего фильма? Определенно.
Позволю себе некоторые философские цитирования.
Тьюринг пишет: «Пытаясь сконструировать подобные машины, мы не должны бесцеремонно узурпировать Его власть дарования души, подобно тому, как мы не делаем этого, производя на свет детей. В обоих случаях мы являемся скорее Его инструментами, создавая вместилища для созданных Им душ.»
Тут эта же идея звучит рефреном и у Ницше: «Сверхчеловек — это человек, преодолевший дробность своего существования, который вернул себе мир и поднял взор над горизонтом. Установление носит творческий характер. Разрозненные факты Бытия обретают единую меру существования жизни — возможность».
Сценарий обрел большой философский смысл и в конце концов вышел за грань, которую этому нарративу отвел сам автор - Мамуру Осии.
Звучит мотив рождения Мессии, который так близок авторам, описывающим возникновения Искусственной Души в бескрайних просторах Сети. Религиозная составляющая поглотила ум создателей вселенных киберпространства.
И именно эта идея возводит наш фильм в пособие по новейшей философии. И даже обретает черты схожести с «Солярисом» и «Космической Одиссей».
Предсказуемо, что как для любого гениального произведения, фильм провалился в прокате. Но перейдя в формат VHS (именно так впервые мне пришлось его увидеть), стал культовым.
Обратите внимание на саундтрек Кендзи Каваи. Он задевает струны человеческого сердца, которые сопоставимы с вагнеровским «Парсифалем». Да и сюжет поиска Грааля, перенесенный в среду техногуманизма, вполне себе сопоставим по широте замысла.
На этом я заканчиваю серию эссе, в которых переданы авторские впечатления от произведений, нарисовавших новый, зарождающийся, мир. В которых описаны явления электронных Мессий. И Акт творения человеком новой формы жизни.
Способности и потенциал человека велик, только человек всегда останется человеком. Слабым, хрупким и зависимым. Будут ли эти черты переняты кибердетищем? Вряд ли. Электронный мозг можно многому обучить, научить его сознавать, что он стал Личностью. А вот возможно ли научить андроида гуманизму и гуманности? Не запрограммированной, не предусмотренной, а той, которая будет идти из самых глубин его электрической души?
P.S. А будут ли андроиды любить собакенов?😁
Все рассуждения являются вольными, автор оставляет их верность за собой. Буду особенно благодарить читателей за высказанные мнения в комментариях.
Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.
Следите за публикациями!
Искусственный Интеллект (1). Агнец или Дитя? Читать здесь.
Искусственный Интеллект (2). История будущего. Читать здесь.
#искуственный интеллект #андроид #мамуру осии #киберпанк #базы данных #киберпростанство #призрак в доспехах #аниме #кино