Найти тему

Искусственный Интеллект. «Призрак в доспехах».

Добрый день, уважаемые коллеги!

«В недалёком будущем сети транснациональных корпораций приобретают невиданный размах. Потоки электронов и частиц света несутся сквозь пространство, перенося самую великую ценность – информацию. Однако прогресс и глобальная компьютеризация ещё не успели стереть с лица Земли отдельные нации и этнические группы».
«Призрак в доспехах», 1995 год.

Сегодня публикую заключительное эссе об искусственном интеллекте, о предсказании прошлого и о воспоминаниях будущего.
Поговорим об электрическом ницшеанском человеке. О концептуальном понимании писателей и режиссеров, которые рассказывали о грядущем. О грядущем, где произошло событие, связанное с гигантским эволюционным скачком - появлением нового существа – андроида разумного (Android sapiens). Где творцом выступил сам человек. Это весьма созвучно с каббалистическим воззрением на то, что Бог оставил свое Творение незавершенным. И наделил человека правом развивать творческое начало, которое основано на Свободе Воли.

Осии Мамору.
Осии Мамору.

Речь пойдет о фильме – апогее всей современной фантастики и киберпанка, да и вообще, о человеческих представлениях: настоящих и будущих. Он должен прочно войти во все учебники философии и изучаться в учебных заведениях. Как уже вошел в общемировую кинематографическую сокровищницу. Фильм, который способен изменить ваше сознание и натолкнуть на новые размышления об окружающем информационном поле.

Пусть вас не смущает, дорогие читатели, некая непривычность визуального ряда. Дело в том, что данный фильм является нарисованным. Однако, после пяти минут просмотра эта непривычность забывается и компенсируется развитием сюжетной линии и авторскими мыслями.

Па – па – бам! Встречаем. «Призрак в доспехах». Фильм 1995 года, режиссёр Мамуру Осии или Ошии. Кому как привычнее.

РОЖДЕНИЕ ЦИФРОВОГО АДАМА. Вводные кадры, сразу дают отсылку к Бе-решит (Книге Бытия), а именно к сотворению Человека.
РОЖДЕНИЕ ЦИФРОВОГО АДАМА. Вводные кадры, сразу дают отсылку к Бе-решит (Книге Бытия), а именно к сотворению Человека.

«Призрак в доспехах» - единственный и недоступный. Чистая геометрия томления в глубинах души Искусственного Интеллекта.

Недалекое будущее. Искусственный Интеллект может влиять не только на события, но и на человека, взламывая его сознание и подменяя воспоминания. События в человеческой популяции хоть и развиваются по своей логике, но теряют привычную иерархию. Объекты управления приобретают субъектность. Рухнули, а затем обрели новый смысл человеческие философские доктрины.

-3

Завязка вполне обычная. На секретном проекте спецслужб создается программа для решения сугубых вопросов. Операция получает кодовое название 2501. Пока Искусственный Интеллект всего лишь имитация разума и мышления. У него нет сознания и нет чувств. Но обращаясь к классикам марксизма, мы знаем, что количество рано или поздно перейдет в качество (так и случается). Сюжет, по нашей с вами давней договоренности, дорогие читатели, я раскрывать не буду. Не хочу вмешиваться в магию повествования.

Однако, отдельные впечатления озвучу. Итак, неожиданно реализацию проекта нарушает неизвестный хакер («Кукловод» или «The Puppet MasteR», называемый так за способность к взлому андроидных тел), который приносит полный разгром и секретности, и спецслужбам.

9-й Отдел Министерства Общественной безопасности получает задание найти и обезвредить его. Злодеи же из другого секретного отдела всеми силами стремятся вернуть эти синтетические мозги, чтобы замести негодяйские последствия.

Знаете, справедливо: «Люди другие, сказки те же».
Знаете, справедливо: «Люди другие, сказки те же».

Как же описывается сам Искусственный Интеллект во вселенной Мамуру Осии?

«Мы ничего не знаем о нем. Ни пола, ни возраста, ни биографии. Единственное, что известно наверняка, так это то, что его (или ее) имя находится в международном списке самых разыскиваемых преступников за незаконные манипуляции с акциями, нелегальный сбор информации, политические махинации и участие в террористической деятельности».

Что ж, отличный набор. Главное перспективный. «The Puppet MasteR» таким образом себя развлекает. Готово что-то противопоставить этому человечество? Или это безобидные шалости, которые меркнут перед деяниями людей?

-5

Вирус, которым оперирует Кукловод, называется НА-3. Устаревший хлам. Никаких рукотворных программ, созданных человеком, он не признает. Удовлетворяясь самыми простыми решениями. Это в разы подчёркивает его крутость и безграничное господство в мире информации.

-6
Осии заявил: "Моя интуиция подсказала мне, что эта история о футуристическом мире несет в себе непосредственное послание для нашего нынешнего мира. Я также интересуюсь компьютерами из-за моего личного опыта работы с ними. Я подумал, что было бы интересно снять фильм, действие которого происходило в ближайшем будущем. Существует лишь несколько фильмов, даже не голливудских, в которых четко показаны влияние и мощь компьютеров. Я думал, что эта тема будет более эффективно передана с помощью анимации».

Вот вам и прорицание в пророчестве. Напророчили то, чего не хотели. Тонкое сравнение гуманитарной эстетики с символами синтетико-технической жизни.

Интеллект ≠ разум. Будет ли ИИ сингулярным, или это будет множество сущностей? А еще Искусственный Интеллект в доспехах откровенно завидует человеческим существам, утверждая, что ДНК – является ничем иным, как программой, предназначенной для выживания.

Задолго до Вачовски.
Задолго до Вачовски.

Кроме того, главный герой - Искусственный Интеллект - озадачен огромными философскими проблемами, и его тяготит два обстоятельства: отсутствие смерти и воспроизводства. Ведь простое копирование не ведет к появлению разнообразия и оригинальности. Только жизнь увековечивает собой разнообразие. Статическая система нежизнеспособна.

Поэтому ИИ приходит к выводу: «Пора стать частью всего». И вот опять, отсылка к Библии: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
"Евангелие от Иоанна" 3:8.
-8
«Будь мы все полностью одинаковыми наши действия были бы полностью предсказуемыми. А ведь зачастую у ситуации бывают несколько выходов. И что верно для группы, верно и для одного человека. А чрезмерное усиление одной из сторон влечет ослабление другой. Это равносильно смерти».
«Призрак в доспехах», 1995 г.
-9

Не пытайтесь с первого раза понять этот фильм. Его надо вдумчиво пересматривать в несколько попыток. И все равно вопросов у вас будет значительно больше, чем объяснений.

Майор.
Майор.
«Обезьяна сошла с ума и стала человеком. А впереди золотой век — заря вечерняя. Мы должны жить между двумя зорями — вечерней и утренней. И когда-нибудь человек сделает такой же скачок, как сделала обезьяна, создаст сверхчеловека. Следующий день начнется, когда человек сойдет с ума и станет богом».
Максимилиан Волошин, 1906 г.

В другом мире, в другое время, другим андроидом, другому человеку был задан вопрос: «Зачем человек создал синтетического человека?» Легкомысленный ученый ответил: «Создали, потому что смогли». Справедлив этот вопрос-ответ и для нашего фильма? Определенно.

-11

Позволю себе некоторые философские цитирования.

Тьюринг пишет: «Пытаясь сконструировать подобные машины, мы не должны бесцеремонно узурпировать Его власть дарования души, подобно тому, как мы не делаем этого, производя на свет детей. В обоих случаях мы являемся скорее Его инструментами, создавая вместилища для созданных Им душ.»

Тут эта же идея звучит рефреном и у Ницше: «Сверхчеловек — это человек, преодолевший дробность своего существования, который вернул себе мир и поднял взор над горизонтом. Установление носит творческий характер. Разрозненные факты Бытия обретают единую меру существования жизни — возможность».

Акт разрушения, приведший к акту творения.
Акт разрушения, приведший к акту творения.

Сценарий обрел большой философский смысл и в конце концов вышел за грань, которую этому нарративу отвел сам автор - Мамуру Осии.

Звучит мотив рождения Мессии, который так близок авторам, описывающим возникновения Искусственной Души в бескрайних просторах Сети. Религиозная составляющая поглотила ум создателей вселенных киберпространства.

-13

И именно эта идея возводит наш фильм в пособие по новейшей философии. И даже обретает черты схожести с «Солярисом» и «Космической Одиссей».

-14

Предсказуемо, что как для любого гениального произведения, фильм провалился в прокате. Но перейдя в формат VHS (именно так впервые мне пришлось его увидеть), стал культовым.

Обратите внимание на саундтрек Кендзи Каваи. Он задевает струны человеческого сердца, которые сопоставимы с вагнеровским «Парсифалем». Да и сюжет поиска Грааля, перенесенный в среду техногуманизма, вполне себе сопоставим по широте замысла.

-15

На этом я заканчиваю серию эссе, в которых переданы авторские впечатления от произведений, нарисовавших новый, зарождающийся, мир. В которых описаны явления электронных Мессий. И Акт творения человеком новой формы жизни.

Способности и потенциал человека велик, только человек всегда останется человеком. Слабым, хрупким и зависимым. Будут ли эти черты переняты кибердетищем? Вряд ли. Электронный мозг можно многому обучить, научить его сознавать, что он стал Личностью. А вот возможно ли научить андроида гуманизму и гуманности? Не запрограммированной, не предусмотренной, а той, которая будет идти из самых глубин его электрической души?

P.S. А будут ли андроиды любить собакенов?😁

-16

Все рассуждения являются вольными, автор оставляет их верность за собой. Буду особенно благодарить читателей за высказанные мнения в комментариях.

Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.

Следите за публикациями!

Искусственный Интеллект (1). Агнец или Дитя? Читать здесь.

Искусственный Интеллект (2). История будущего. Читать здесь.

#искуственный интеллект #андроид #мамуру осии #киберпанк #базы данных #киберпростанство #призрак в доспехах #аниме #кино