Когда я говорю, что сейчас мы будем рассказывать историю, то о чем вы думаете? Проведя множество вебинаров и мастер-классов на эту тему я могу сказать, что кроме стандартных мыслей-страхов вроде “я не умею рассказывать истории” у людей чаще всего бывают такие идеи:
— история должна быть про меня или про клиента, она должна быть правдой, надо вспомнить подходящую историю,
— история должна быть про успех, обретение, победу инсайт, надо вспомнить историю, где я герой и молодец,
— история должна быть интересной, значит надо вспомнить историю, где было что-то такое необычное, просто поход в магазин не подойдет
Сюрприз в том, что все это мифы. И мы с вами вполне можем создать историю из неудачи, из бытовой сценки, и, в конце концов, просто придумать историю. Да-да, представляете Анна Каренина никогда не прыгала под поезд. И Скарлет О'Хара никогда не шила платье из шторы. Их придумали Лев Толстой и Маргаретт Митчелл, чтобы донести до вас свои идеи. И вы тоже так можете.
Но для того, чтобы допустить это нам с вами придется договориться об одной важной вещи. История в коммуникации — это не самоцель, а инструмент. То есть мы не рассказываем истории ради истории, мы рассказываем их ради того, чтобы наш собеседник что-то почувствовал или сделал.
История-фантазия
Да, мы можем придумывать истории: если с помощью истории про волшебного человечка-помощника я смогу объяснить студентам понятие метафоры, то моя цель достигнута. И не важно, что такого человечка не существует. Если с помощью истории про довольного клиента Олега я смогу убедить покупателя, то цель достигнута. И не важно, что конкретного клиента Олега никуда не существовало и он собирательный образ. История — это инструмент. Цепко держитесь за эту идею пока будете читать дальше.
И если сейчас у вас в голове бьется мысль “у меня нет историей, у меня ничего не происходит, мне нечего рассказать в сториз, мне нечего написать в постах, у меня нет историй”, добро пожаловать в новый мир.
Услышьте. История не обязана быть правдой — раз. История не обязана быть про вас — два. Источников у истории огромное количество, и это не обязательно ваша жизнь. Вы можете углядеть историю где угодно, хоть в ветвях дерева, которое смотрит на вас в окно. Вы можете придумать историю. Вы можете синтезировать историю из того, что вы прочли. Вы можете превратить в историю чужой пост или чужой текст. Основой истории может стать что-то, что вас вдохновило в книжке или в фильме. Наконец, она не обязательно должна происходить с вами прямо сейчас, она вполне может уходить корнями в ваше прошлое, мечты о будущем или сны.
Совершенно очевидно, что огромное количество сказок, мифов, книг художественных, которые мы с вами любим — это выдуманные истории. И они были выдуманы для визуализации определенной идеи. Вот хотелось Толстому визуализировать идею последствий супружеской неверности (простите за упрощение, но сейчас иначе никак), и он создал “Анну Каренину”.
Я часто говорю о том, что нет никакой объективной реальности. Вдумайтесь. Допустим, есть некая история, где я ссорюсь с бойфрендом и рыдаю на площади Дуомо, размазывая тушь по лицу. Когда я стою там, на площади — я вижу эту историю одним образом. Через полчаса, когда я рассказываю про это подружке, я вижу ее уже другим образом. Через две недели, когда я пишу об этом в блоге, я вижу третье. А сейчас, когда прошло 10 лет с момента этой истории, я могу ее рассказать четвертым, пятым, седьмым, девятым образом.
Понимаете? Нет никакой объективной реальности. Каждый подход к этой истории упаковывает ее по-новому и фактически превращает в новую историю. Более того, в зависимости от того, зачем я рассказываю эту историю — чтобы проиллюстрировать конфликт мужчины и женщины, чтобы рассказать, какая я бедная зайка, и меня взяли на ручки, чтобы рассказать, что не надо влюбляться и работать с человеком одновременно или еще зачем-то — эта история будет подставляться разными бочками и обретать разные сценарии.