Думала я уложиться в пост, опять не вышло....
Хочу начать этот осенний день с поздравления учителям! Правда, я никак не могу привыкнуть к тому, что он не в первое воскресенье месяца, а в заданный день. Кстати, бабушка тоже так и не привыкла. Бывают ли плохие учителя? Да, бывают. Бывают ли учителя от Бога? Да - бывают! Лично знала и тех, и других. Мне кажется, точнее сказать, что бывают плохие и хорошие люди. Прежде всего, как люди. И это лежит в основе всего, что они делают в жизни. Правда, помню нашего учителя истории, который был очень хорошим, просто замечательным человеком, но, как говорили "не для школы", скорее для научных трудов и преподавания где-нибудь на взрослую, крайне заинтересованную аудиторию.
А еше, когда сын был еще маленький, в доме отдыха, мы случайно познакомились с экстрасенсом. Денег ни у кого она не брала, но кому-то одно, кому-то другое, да говорила. Помню, как сказала нам про школу. Будущему ученику тогда было года четыре, не больше. И он уже решал довольно сложные математические задачки и делал успехи в зоологии. Только читать отказывался учиться наотрез. "Ой....школа.... - красный календарь". Я почему-то подумала о праздниках. Мол, сплошной праздник. Каждая же мама, особенно в прошлом отличница, хочет видеть своего ребенка (от отличника) будущим гением. Кстати, потому что сама была слишком примерная и переживала за каждую четверку, как за конец света, я во многом дала слабину в его обучении. Мол, такие нервы, вредны для здоровья....
Загадка "красного календаря" открылась мне позднее. Когда дневник (а разве это не календарь?), все десять лет был красным от разного рода информации для меня. "Бегал по школе". "Рисовал на математике".....это сначала, "Не было в школе", "Сбежал с уроков" "Курил в туалете"... ближе к концу. Местами краснели и двойки с тройками. По одному предмету могли быть пять и два в один день. Но все же, больше было записей дисциплинарного характера. А они еще краснее, потому что фразы, а не цифры. Учился сын, в целом хорошо. Это заслуга первой учительницы, обуздала нрав, так сказать, заложила фундамент. Мы первые попали под ЕГЭ. И сдал тоже хорошо, спокойно прошел в институт. Но родной русский язык, увы, так и оставался самым проблемным предметом. Просто к старшим классам ситуация, скажем так, относительно стабилизировалась.
А в начальной школе......ошибки были похожи на мои теперешние опечатки. Может это наследственное?
Да, возможно. У мужа врожденная грамотность. У меня нет. Я брала свое усердием, вниманием, зубрешкой правил, тренировкой зрительной памяти.
Сейчас подводит внимание и торопливость. Сразу вылезают "огрехи", моментально почти. Вспомни, дура, правило - примерно так звучал бы совет себе самой. Когда открываешь тест ЕГЭ, сидишь, думаешь, ни одного практически промаха, как мысль впереди паровоза выбежала - понеслось!
Но в школе я думала и не торопилась....
Логопед потом пояснила, что проблема кроется не только в неусидчивости или невнимательности. Я вот напишу слово неправильно, перечитываю статью и вижу то, что хотела написать, а не то, что написано. Так что, кто его знает, может наследственное и впрямь. Просто мамка девочка и с дисциплиной и вдумчивостью дела обстояли лучше. А еще было какое-то желание стать лучшей в классе. Помню нас таких было двое. Если Ирка за диктант тоже получила четыре, значит все нормально, но, если четыре я, а у нее пятерка...это вселенский траур. Кто придумал эти диктанты? Куда интереснее сочинения или изложения! Заменил сомнительное слово и все. Со словарным запасом, в целом, было нормально. А для мужа самым любимым было, как раз, писать диктант, как для всех чистой воды технарей.
Сын в итоге вышел ни жаворонок, ни сова. Голубь? А как называется тот, кто ни гуманитарий, ни технарь? Олух? Что-то среднее, реально, гуманитарный технарь. Когда у подружки дочки поступили одна на физтех, другая в театральный она так и сказала - физик и лирик... Но то две дочки, природа разделила. А нам досталось "два в одном". Я даже не знаю, это плюс или минус. Универсальность всегда неплохо, но для поиска себя - это минус, я думаю.
Так что красный календарь - это не сплошной праздник со сплошными пятерками. Это документ, где можно было рядом найти записи: "Молодец. Спасибо, родители за сына" от одного преподавателя и тут же "Уделите больше внимания воспитанию" от другого. В последнем особенно преуспела "француженка", так как ученик решил, что второй язык ему не нужен, с родным бы разобраться. Чужой, который первый, английский, на удивление шел куда легче собственного....
С учетом того, что в общем и целом, дневник был достаточно "чистым", то есть редко заполняемым, то вполне себе красным. Просто заполнить даты и предметы по дням - это уже великий труд....Великий и бесполезный...
"Домашку" он запоминал, не утруждаясь, записывать. А, порой, можно было сказать "контрольная была, не задано".....Никогда так не делали? Я только, когда честно была контрольная....
Мог бы быть круглым отличником? Да, мог бы, но точно не ставил такой задачи. Видно вся порция желания "быть первой лошадью" досталась мне. И я такая жадная, что передавать не стала сыну ни грамма. Получил пять - отлично. Принес тройку- нет проблем, у половины класса вообще два. А четверки есть? Есть, у девчонок! А пятерки? Да - у заучки. В другой раз будет тебе пять. И, правда, будет. Довольна? Можно опять взять передышку. Вообще на урок не пойти. А потом снять незаметно трубку домашнего телефона, чтобы "классная" не дозвонилась....
Что у нас сегодня? Вторник? Ну завтра "забудем" дневник дома, а, когда мама к субботе прочтет, что чада не было во вторник на уроке, поезд уже ушел, что после драки кулаками то махать? И что классная забудет тоже есть вариант. В кино они ходили, на утренний типа сеанс.., киноманы.
Сложнее стало, когда мобильная связь стала повседневностью....
Правда и ошибки случались. Как-то классная искала прогульщиков по кабинетам и не нашла моего в кабинете немецкого, забыв, что он типа "француз". А в тот день он как раз примерно учил "амур, тужур"....потому что второй киноман болеть изволил.
Где-то лежит у меня пара дневников, если поискать. Для истории.
Так что все было - двойки, почетные грамоты, пятерки, похвалы, замечания, факультативы и прогулы, даже пятерка с плюсом была и кол.
В "красном календаре".
Помню как сидел и рыдал под столом в своей комнате классе в пятом, потому что в четверти по "любимому" русском вышла тройка. Но не должна была. Никак не должна! И он теперь не хорошист... И как было на эту же тройку решительно "плевать" в восьмом, как на обыденность. Помню как ждали результата ЕГЭ и как радовались, что не порвалось там, где тонко, что мои усилия не прошли даром. Не просто твердая четверка, а целая пятерка с минусом, пожалуй...
Да, да, я помню, как ходила по квартире, делали свои дела и спрашивала игрока у экрана. "Я тоже хочу мороженое" или "Я хочу то же мороженое", где слитно, а где нет? И так по зернышку, по зернышку, мы выклевали!
Кстати, именно подобных ошибок у молодых блогеров очень много сейчас.
Я считаю ЕГЭ, все же, злом. Мне кажется, он имеет право быть в дополнение к традиционной системе оценки, но не являться ее основой.
Правда, в мое время с ним я бы точно поступила туда, куда мечтала....и, возможно, многое в жизни сложилось бы иначе...
Но уровень образования сейчас - вызывает, порой, слезы..., честно....
И то, как быстро забывается то, чему учили. Больше не надо - забыл. Как у меня вышло с высшей математикой. Но у многих получается, стереть, забыть практически все, чтобы не перегружать мозг. Даже то, что нужно по жизни всем. Историю, литературу....
Знаете, какую фразу слышала недавно "А зачем нам в этой жизни информация о какой-то там Наташе Ростовой, которая даже не реальная, а выдуманная? Что это нам даст сегодня?". И это не единичное, это массовое мнение, увы, ах...Я сразу даже не нашлась, что ответить, в каком была шоке...
Извините, отвлеклась. В лично моей семье учителей нет и не было. Но вот семья мужа по праву может называться учительской. Учитель - моя свекровь, учителем была ее мама, учителем был ее отец. Так что у нее праздник. Учителем была лучшая подруга мамы, которой уже нет...., так что так или иначе, учителя вокруг были не только в школе....
И я считаю, что если ты серьезно подходишь к своему делу, это великий труд! С праздником!
Помните как у Высоцкого "Чему нас учит, так сказать, семья и школа"
Даже журнал я такой помню.
Потом тенденция поменялась. Функция воспитания была переложена целиком на семью, а учитель стал больше "предметником" который не должен вмешиваться в воспитание, даже если считает нужным...., В итоге получили то, что получили....
Для меня учитель этот тот, кто учит не только истории или математике, он учит жить так, чтобы не было стыдно, должен быть примером, образцом для подражания что ли....Да, основная роль в воспитании у семьи. Но не каждая семья справляется без поддержки, как показала практика. Я так убеждена, что наша первая учительница заложила то, что я могла бы и не заложить, просто в силу сильной любви или жалости...
Не каждый учитель справляется тоже. Наверное, это не тема для праздника.
Мне просто хочется пожелать каждому ученику найти своего учителя по жизни. Не только в школе, а в общем. Сама жизнь - лучший учитель? Да, это так. Но роль людей, который рядом очень, и очень велика....
А когда мы маленькие и вроде бы еще ничего не понимаем, эта роль, вообще может оказаться решающей...., чтобы потом психологи не выгребали "детские травмы" и не списывали все наши жизненные неудачи на них....
С уважением КВАм!