Найти в Дзене
Народное ополчение

Шатурский батальон. Из рассказа "В котле"

Из рассказа "В КОТЛЕ".
(Полностью можно прочитать в №7 журнала "Шатурский край")
"...Сборный пункт для шатурских ополченцев находился в здании клуба им. Нариманова. Там в актовом зале стояли деревянные двухъярусные нары, территория вокруг клуба была огорожена и объявлена военной зоной. Когда ополченцам выдали новенькие сверкающие котелки и кружки, Федор Беляев и другие молодые парнишки почувствовали себя настоящими солдатами. Правда, несколько разочаровало одеяло, выданное вместо военной шинели. А ещё через два дня всех подняли на рассвете и повели на станцию. Батальон шел неровным строем по еще спящей Шатуре, впереди шагал духовой оркестр и играл марш «Прощание славянки». Федор старался чеканить шаг, грудь его разрывалась от гордости и восторга... Много лет спустя, когда звучала эта музыка, на глаза Федора Андреевича всегда наворачивались непрошенные слезы.
Путь шатурского батальона, влившегося в состав Второй Сталинской дивизии народного ополчения, прошел через Москву, Химки, Дорого

Из рассказа "В КОТЛЕ".
(Полностью можно прочитать в №7 журнала "Шатурский край")

"...Сборный пункт для шатурских ополченцев находился в здании клуба им. Нариманова. Там в актовом зале стояли деревянные двухъярусные нары, территория вокруг клуба была огорожена и объявлена военной зоной. Когда ополченцам выдали новенькие сверкающие котелки и кружки, Федор Беляев и другие молодые парнишки почувствовали себя настоящими солдатами. Правда, несколько разочаровало одеяло, выданное вместо военной шинели. А ещё через два дня всех подняли на рассвете и повели на станцию. Батальон шел неровным строем по еще спящей Шатуре, впереди шагал духовой оркестр и играл марш «Прощание славянки». Федор старался чеканить шаг, грудь его разрывалась от гордости и восторга...

Много лет спустя, когда звучала эта музыка, на глаза Федора Андреевича всегда наворачивались непрошенные слезы.
Путь шатурского батальона, влившегося в состав Второй Сталинской дивизии народного ополчения, прошел через Москву, Химки, Дорогобуж, Ярцево. В Москве шатурян распределили по разным подразделениям. Федор Беляев и еще несколько земляков попали в особый разведывательный батальон. Неподалеку от Химок все впервые очень близко увидели фашистские самолеты, которые ночью прилетели бомбить город. Они летели настолько низко, что видны были силуэты летчиков в кабинах. Федор Андреевич не помнит точно, когда выдали оружие, но учебные занятия по боевой подготовке были. Командиром им дали молоденького лейтенанта-цыгана, который возил с собой кусок фанеры и на отдыхе частенько отплясывал на нем чечетку. А обращаться с оружием учили более опытные пятидесятилетние солдаты, кто раньше служил в армии. Так, штыковому и рукопашному бою обучал Григорьевский из поселка Долгуша, вроде бы бывший военный. Он потом погиб одним из первых.

Особый разведывательный батальон сразу подключили к делу, он должен был ловить «кукушек» - немецких диверсантов, сброшенных на нашу территорию для создания паники. Обычно несколько таких «кукушек» прятались в лесах и периодически устраивали стрельбу специальными разрывными патронами, создающими много шума. Ощущение было такое, что стреляющих много, что враг уже близко. Батальон Беляева в таких случаях сажали на машины и везли в зону стрельбы, там солдаты выстраивались цепочкой и прочесывали лес в поисках диверсантов.

Под Вязьмой эта система сыграла роковую шутку с солдатами. Руководство наших войск неверно оценило обстановку: в то время как фашисты нанесли массированный удар двумя крупными моторизованными корпусами с целью окружения советских дивизий, оно посчитало, что близ Вязьмы высадился лишь небольшой десант. Как обычно был выслан особый разведбатальон. Три машины красноармейцев, среди которых был и Беляев, ничего не подозревая, въехали в какую-то деревеньку. Вдруг из-за домов, из дворов стали выбегать немецкие солдаты с автоматами. Красноармейцы вступили с ними в бой, но силы оказались неравными. Федор видел, что его земляк Григорьевский с винтовкой наперевес, как на учениях, пошел в штыковую атаку, но тут же был скошен автоматной очередью. С несколькими бойцами Беляеву удалось вырваться из деревни и скрыться в ближайшем лесу. Так для необстрелянных новобранцев началась настоящая война..."

#2дно