Благодаря неоднократным исследованиям учёные выяснили, что использование конструктивной похвалы пробуждает у детей стремление к обучению, исследованию окружающего мира и формирует здоровую оценку собственных действий.
Поэтому психологи рекомендуют пользоваться некоторыми правилами при словесном поощрении ребёнка.
Практические советы при словесной похвале детей любого возраста
Прежде чем приступить к повышению самооценки и его избавления от ни одного десятка комплексов, стоит понимать, что придерживаться данной позиции следует регулярно и не упускать мелочей во время ответов и эмоциональной реакции ребёнка в процессе.
Скажите оценке - нет!
Акцентируйте внимание на его стараниях, поведении с конкретными действиями.
- Например, " Какой у тебя красивый рисунок, ровные деревья, большие листья и голубые облака", " Как у тебя получилось так всё точно нарисовать даже маленькие детали?!".
Это позволит ребёнку получить конкретную информацию, чтобы знать в каком направлении ему стоит развиваться и поможет понять, что он выполнил важное задание.
Однако при выражении восхищения забудьте про оценку.
Позитивная похвала с правильной интонацией
В общении с ребёнком разного возраста главное не забывать, что для появления положительных эмоций и их подпитки необходимо восхищаться результатом и процессом.
Выражая восхищение результатом, родитель или педагог должен мягко и радостно это показывать:
" Ух ты!",
" Ты так быстро оделся!",
" Как тебе удалось быстро собрать все игрушки?!".
- Именно положительные эмоции налаживают общение с родителем и формируют правильное понимание ребенка чего от него хотят.
За "рутинные" действия хвалить не стоит
Часто родители забывают, что повседневные задачи, которые должно выполнять их чадо слишком перехваливаются и это не оказывает должный эффект на осознанность маленького человека.
В результате ребёнок либо не доделывает их, либо отказывается выполнять.
Поэтому при приложенных усилиях за выполнение задания, нужно показать и сказать ровной интонацией, что он сделал то, что необходимо делать каждый день.
При неудачном выполнении задачи важно объяснение и подбадривание
- Если у ребёнка не получилось что-то сделать, не нужно говорить ему дежурные фразы: "Так бывает" или "Стараться нужно лучше!".
- Здесь и сейчас важно объяснить ему, например, " Сейчас ты написал буквы ровнее и аккуратнее, а завтра у тебя выйдет ещё лучше!".
При помощи объяснения Вы формируете у него веру в себя и стремление исправлять свои ошибки, развивая возможности и интеллектуальные способности.