СЕРИЯ ЗАМЕТОК для вдумчивых «ОСВЕЖИМ ШКОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ»
Информатика
Ресурс 5 класса
Мы с вами уже договорились относиться ко всему по-философски, тем более что философия у нас в основе всех материалов на различные научные и не совсем темы, которые объединяются в познавательном порыве понять реальность. Вместе с тем, так или иначе, нам придётся столкнуться с проблемой нереальности, символом которой является, по нашему мнению, виртуальная реальность. А данная реальность, в свою очередь, подхлестнёт тему искусственного интеллекта в рамках солидного объёма рассуждений по важной проблеме информации. Для этого, методом школьных уроков для взрослых мы изложим сначала самые простые истины всего того, что касается компьютерных технологий. Чтобы было от чего отталкиваться, используя определённую логику. И компьютер – очень хорошая аналогия чтобы представить себе нереальные, с точки зрения человека, вещи. Эти вещи – материальные миры, разные миры, где многое не такое, как воспринимается нами в обыденной жизни. Не воспринимается, но существует, а мы-то, откуда чего можем знать? Ну, так и не знаем достоверно, однако всё недоступное должно в режиме здравого смысла планомерно укладываться в общую глобальную гипотезу, где разнообразные детали соединены единой концептуальной мыслью. Простите, но как-то так пока.
Сейчас ближе к делу, компьютер сделали творческие люди для работы с информацией. Если рассматривать восприятие информации человеком, то он её изначально вбирает в виде сигналов, объективно. Затем поступающие сигналы организуются с участием психики в информационные модули, так сказать. Однако идущие из окружающего мира сигналы на первом этапе обрабатываются мозгом, при этом далеко не все сигналы мозг в состоянии обработать. Огромное количество сигналов пронизывают человека и никак не регистрируется. В каком-то смысле мозг – это прибор, и у него сеть соответствующие ограничения в возможности принимать и обрабатывать сигналы. А психика вообще что-то научно запредельное, но участвующее в информационном обмене. Но именно в психике сигналы формируются в информацию как таковую. Ведь информация может оказаться образом реальности, благодаря которому мы имеем представления о реальности.
В общем, человек с его мозгом не всё воспринимают, что есть на самом деле. Так оно получается, кроме того в психическом аспекте человек практически не воспринимает непонятную для него информацию. Как же рассуждать о том, чего нам неизвестно? Ещё хуже, то, что человек не воспринимает реальную информацию, а только то, что ему кажется. То есть человек в способности своей восприятия необъективен, получая искажённую информацию. Затем, при обработке информации человек постоянно совершает ошибки и быстро устаёт. Проблемы добавляет такое распространённое свойство информации, что она забывается, если не принимать какие-то упражнения по её закреплению в памяти. Что вообще происходит и почему так всё сложно?
Ладно, сигналы из внешнего мира поступают нам в мозг, который их обрабатывает и передаёт на психический уровень. Как раз психика и «занимается» сигналами, рисуя картинку реальности (образ реальности). К психике все претензии по вопросам восприятия! Но у нас другой вопрос, который связан с работой компьютера. А по существу мозг напоминает компьютер, принимая для обработки электрические сигналы, вместе с тем компьютер лишён такого важного человеческого приобретения, как психика. Однако компьютер зачастую успешно справляется с потоками входящей информации, с большими объёмами данных (зарегистрированных сигналов). Какие-то сигналы компьютер всё равно не способен зарегистрировать. И что такое компьютер?
«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Слово «универсальный» подчёркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться в самых разных видах человеческой деятельности».[1] Хорошо, в каком виде компьютер передаёт информацию? Ну, он кодирует сигналы, поэтому компьютер в информационном контексте имеет дело с кодами. Можно предположить, что психика и разбирается с кодами, после того, как мозг человека провёл первичную информационную обработку сигналов. Код в психике каким-то чудесным образом превращается в образ реальности. По всей видимости, тут и возникает множество искажений. Ошибки декодирования? Мы сейчас ничего не утверждаем, просто ищем логику.
Компьютер, таким образом, работает с данными, за которые принимаются зарегистрированные сигналы. И компьютер обрабатывает сигналы благодаря установленным программам. Программы заменяют компьютеру мышление, и он выполняет лишь то, что предписано. Выходит, компьютер полностью пассивен в своих действиях. Следовательно, компьютер активен только в случае воздействия на него со стороны, также компьютер работает только с физическими энергиями. Поэтому можно сказать, что компьютер обладает, условно, пассивным «физическим сознанием». Эмоциональное и ментальное виды сознания принадлежат психике. Базовое замечание, между прочим.
Как устроен компьютер?
Не будем вдаваться в детали, укажем главное. Компьютер состоит из системного блока, где размещены процессор, микросхемы оперативной памяти, жёсткий диск и другие устройства. Процессор предназначен для обработки данных, оперативная память содержит программы и данные, инициирующие и поддерживающие работу компьютера. Процессор всегда может обращаться к оперативной памяти для получения данных, которые он и обрабатывает. Но если выключить компьютер, то все данные, которые хранятся в оперативной памяти, безвозвратно теряются. Если нужно данные сохранять, то принимается в расчёт жёсткий диск, иначе говоря, устройство долговременной памяти.
Если сделать экстраполяцию на человека, то мозг – это своеобразный процессор. Он получает физические данные – сигналы, которые и обрабатывает, используя, так сказать, оперативную память, но если немного отвлечься, мы можем и забыть, что обрабатывали. В то же время, наш «жёсткий диск» где-то в психике сохраняет долго всё то, с чем мы сталкивались в своей жизни. Память у человека – психический процесс. Поэтому психическая память задействует эмоциональное и ментальное сознание. Наверное, компьютеру проще хранить данные, однако человек отличатся от компьютера в этом плане наличием уже активного сознания. Человек по собственной воле может инициировать какой-нибудь информационный процесс.
Теперь итоги. Мы только немного коснулись сопоставления работы компьютера и мозга человека. Будем продолжать в том же духе. Но почему существует большая разница в восприятии сигналов компьютером и человеческой психикой? Компьютер не ошибается в обработке информации, если не была допущена ошибка в программе. И где находится аналог информационной программы в психике? Мозг как процессор обращается за данными к внутренней психической памяти человека и также обрабатывает их, мозг может как-то реагировать на информацию, исходящей из подсознания. Вся значительная информационная жизнь человека происходит в психике, а мозг – посредник. Перед нами много открытых вопросов, интересно каждый из них обсуждать непредвзято постепенно и последовательно с оглядкой на научные достижения. Чем мы и занимаемся.
[1] Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. С. 11