Заседание по делу сотрудников ФСС, обвиняющихся в присвоении почти 14 миллионов рублей, началось с опозданием почти на час. Обычно они не возражали против съемки, но сегодня были не в духе и не хотели попадать в объектив. Никто из свидетелей на процесс не явился: обвинение давно начало зачитывать показания свидетелей-инвалидов, которых в деле более 500 человек.
Напомним, в роли обвиняемых выступают экс-сотрудник отделения ФСС России по РТ , когда-то возглавлявший отдел социальных программ, его младший брат и сотрудник ООО «Альянс» и шеф Марата Сагирова - экс-заместитель управляющего отделением ФСС России по РТ .
По версии следствия, в 2018-2019 годах подозреваемые вводили в заблуждение инвалидов - закупали дешевые коляски и при передаче их владельцам заставляли подписывать документы, которые, как водится, никто не читал. Эти бумаги являлись заявлением от лица инвалида, просившего возместить расходы на приобретенное оборудование, только вот суммы указывались в разы больше - компенсирующиеся государством деньги мошенники присваивали себе. Всего подозреваемые таким образом присвоили 13,7 миллиона рублей. Также преступная группа подозревается в попытке похитить еще 14 миллионов.
На последнем процессе оглашены показания десяти свидетелей: тех самых инвалидов, получивших различные средства реабилитации. Все они очень похожи, как будто их писал один человек.
История стандартная: люди подавали заявку в ФСС, допустим, на инвалидную коляску. Через какое-то время им привозили запрашиваемый предмет, но кто именно - не понятно. Со свидетелями (которые, кстати, не имеют статус пострадавших) разговаривала какая-то женщина, представлявшаяся сотрудником «Банка Казани». Некоторые люди ждали средств реабилитации по восемь месяцев, а то и по году. Таинственная сотрудница банка поясняла, что на имя человека будет открыт счет для того, чтобы на него ФСС перечислил какие-то деньги. Люди не глядя подписывали бумаги, так как им говорили, что «так положено». Обратной накладной не выдавалось.
«Жалоб у меня нет, но если возбуждено уголовное дело по данному факту, то, возможно, мои права были нарушены», - зачитывает гособвинитель протокол допроса свидетеля Юнусовой.
«Считаю, что мои права не нарушены, так как все работает. А по части законности выдачи коляски пусть оценку дают следственные органы», - продолжает он оглашать протокол допроса другого свидетеля Матвеева.
Некоторые свидетели жаловались на качество предоставляемых средств реабилитации: например, на специальную ортопедическую обувь, в которой невозможно ходить, или на коляски с маленькими колесами, из которых человек падает и не может выйти на улицу, - передвигаться в ней можно только по квартире.
Ранее защита в лице адвоката Марата Сагирова настаивала, что никакого хищения не было, а само уголовное дело заведено из-за бывшего руководителя ФСС России по РТ , который только недавно получил восемь лет лишения свободы за получение крупной взятки. Ещё до возбуждения дела на Лоханова в ФСС были нарушения при организации госзакупок - их выявили именно Фатыхов и Сагиров. Но они не могли обратиться в правоохранительные органы и по иерархии обратились к своему начальнику - Лоханову, который не принял документ о выявленных фактах хищения в татарстанском отделении ФСС.
По словам адвоката, Фатыхов и Сагиров составили соответствующие документы, которые зафиксированы в официальной базе, однако Лоханов не принял документ, порвал его и после этого изменил своё отношение к вышеуказанным подчиненным - эти события стали причиной возбуждения уголовного дела в отношении Сагирова и Фатыхова. Все первоначальные документы подписаны Лохановым, и там указаны сведения о том, что есть хищение.
- Эта версия событий до сих пор является основной со стороны защиты. Во-первых, суд уже доказал, что Лоханов виновен, правда, по обвинению, не связанному с этим делом. В отношении этого дела тоже были попытки обращения в правоохранительные органы (чтобы привлечь Лоханова к ответственности. - Ред.), но они не увенчались успехом. Мы даже представили суду переписку в мессенджере, когда Лоханов по ошибке сбросил Сагирову сообщение, связанное с махинациями при реализации госконтракта, правда, тут же удалил его, но Сагиров успел «заскринить», - говорит адвокат . - Права оглашаемых свидетелей вообще никак не нарушены - все они получили средства реабилитации. На скамью подсудимых сели люди, которые выполняли свою задачу.
Из более чем 500 человек пока оглашены показания только 150. Дело тянется весьма медленно. Следующее заседание состоится 10 октября.