Дмитрий Сергеевич Мережковский — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Он является ярким представителем Серебряного века. Мережковский вошел в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик.
В жанре исторического романа представлено произведение «Александр I». Этот известный роман Дмитрия Мережковского рассказывает о конце царствования императора Александра Первого и отображает яркий и сложный период истории России после войны 1812 года - время, отмеченное возникновением революционных тайных обществ и началом войны на Кавказе.
В подобном биографическом ключе написана книга «Наполеон-человек». Мережковского заинтересовала личность Наполеона во время увлечения философией Ницше. Мережковский написал две книги о Наполеоне. Первая «Наполеон – Человек». Это попытка осмыслить Наполеона как человека, личность. Каким он был? Добрым или злым, человечным или бесчеловечным - эти вопросы волнуют автора. Сам Мережковский говорил так: «… Показать лицо человека, дать заглянуть в душу его — такова цель всякого жизнеописания, „жизни героя“, по Плутарху. Наполеону, в этом смысле, не посчастливилось. Не то чтобы о нем писали мало — напротив, столько, как ни об одном человеке нашего времени. Кажется, уже сорок тысяч книг написано, а сколько еще будет? И нельзя сказать, чтобы без пользы. Мы знаем бесконечно много о войнах его, политике, дипломатии, законодательстве, администрации; об его министрах, маршалах, братьях, сестрах, женах, любовницах и даже кое-что о нем самом. И вот что странно: чем больше мы узнаем о нем, тем меньше знаем его".
В целом творчество Мережковского представлено в большей степени биографическими романами. Даже в его трилогию «Христос и Антихрист» вошли три романа: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) и «Антихрист. Петр и Алексей». Автор рассматривал все три романа как единое целое— «не ряд книг, а одна, издаваемая для удобства только в нескольких частях. Одна об одном».
В романах трилогии писатель выразил свою философию истории и взгляд на будущее человечества. Все три романа трилогии «Христос и Антихрист» были объединены главной идеей: борьбой и слиянием двух принципов, языческого и христианского, призывом к утверждению нового христианства, где «земля небесная, а небо земное». В истории человеческой культуры, считал Мережковский, уже предпринимались попытки соединения «земной» и «небесной» правд, но они оказались неудачными в силу незрелости человеческого общества. Именно в будущем соединении этих двух правд— «полнота религиозной истины»,— считал Мережковский.
Очередным примером биографического уклона в творчестве Мережковского является его монография «Л. Толстой и Достоевский», часто именуемая литературно-критическим эссе, исследовавшая сопоставление творчества и мировоззрения Льва Толстого и Федора Достоевского.
«Л. Толстой и Достоевский» считается наиболее значительным произведением Мережковского в жанре литературного исследования. Работа отчасти была посвящена путям становления всей русской литературы и отражала эволюцию мировоззрения автора. В идейную основу эссе легла дилемма о христианстве и язычестве.
Д. С. Мережковский не был первым автором, подвергнувшим анализу творчество Л. Н. Толстого. Однако исследование Мережковского многими впоследствии было признано наиболее подробным и обстоятельным.
Философские идеи и радикальные политические взгляды Д. С. Мережковского вызывали резко неоднозначные отклики, но даже оппоненты признавали в нем выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века.