Найти в Дзене
Право на качество

Обманули с пробегом: можно ли привлечь к ответственности?

А знаете ли Вы, что несоответствие пробега, заявленного продавцом, и фактического может являться основанием к расторжению договора купли-продажи автотранспортного средства? Даже если претензий у покупателя по качеству передаваемого транспортного средства, его комплектности и документам не имеется. Потребитель в автосалоне приобрела автомобиль "Nissan Almera" с пробегом 62 000 км. стоимостью 580 000 руб. В связи с неисправностью панели приборов сверить пробег автомобиля не представилось возможным. При детальном изучении документов выяснилось, что автомобиль не 2015, а 2013 года, а его пробег гораздо больше заявленного продавцом и указанного в договоре купли-продажи. Пробег автомобиля составлял 132 354 км., в гарантийной (сервисной) книжке указаны меньшие данные о пробеге. Потребитель сначала обратилась с претензией к продавцу, в которой потребовала вернуть деньги, однако получила отказ, в связи с тем, что автомобиль качественный, соответствует заявленным характеристикам, а несоответств

А знаете ли Вы, что несоответствие пробега, заявленного продавцом, и фактического может являться основанием к расторжению договора купли-продажи автотранспортного средства? Даже если претензий у покупателя по качеству передаваемого транспортного средства, его комплектности и документам не имеется.

Иллюстрация канала «Право на качество».
Иллюстрация канала «Право на качество».

Потребитель в автосалоне приобрела автомобиль "Nissan Almera" с пробегом 62 000 км. стоимостью 580 000 руб.

В связи с неисправностью панели приборов сверить пробег автомобиля не представилось возможным. При детальном изучении документов выяснилось, что автомобиль не 2015, а 2013 года, а его пробег гораздо больше заявленного продавцом и указанного в договоре купли-продажи. Пробег автомобиля составлял 132 354 км., в гарантийной (сервисной) книжке указаны меньшие данные о пробеге.

Потребитель сначала обратилась с претензией к продавцу, в которой потребовала вернуть деньги, однако получила отказ, в связи с тем, что автомобиль качественный, соответствует заявленным характеристикам, а несоответствие заявленного пробега фактическому не является существенным недостатком.

Тогда потребитель обратилась в суд с иском к автосалону о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, неустойки, убытков и штрафа в связи с нарушением права на информацию при приобретении товара.

Что решил суд

Первая, вторая и кассационная инстанция в иске отказали, так как недостатки в виде несоответствия пробега и года выпуска транспортного средства не являются существенными. Верховный суд их решения отменил, руководствуясь следующим.

Статьей 12 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках.

В силу Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность компетентного выбора.

✔️Продавец несет ответственность по договору за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее.

✔️Продавец несет ответственность в случае, если несоответствие товара связано с фактами, о которых он знал или не мог не знать и о которых он не сообщил покупателю.

Источник: Определение Верховного суда РФ от от 2 марта 2021 г. N 44-КГ20-19-К7, 2-1893/2019.

Спасибо за внимание. Всем удачных покупок и соблюдения прав.

Ставьте 👍, подписывайтесь на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.