Всем Доброго Аудиофильского!
Сегодня у нас уникальный день. Я вчера на небе полнолуние видел. Ну вот он у нас сегодня такой и будет.
Сегодня ни слова про Аудиофильство. Сегодня про рациональное массовое конструирование систем Приличного Качества Звучания уровня Хай-Фай Средней Руки.
Но прежде, чем приступим, минутка мотивации.
Вот представьте себе племенное общество. Ну когда вождь, и человек 100.
Вот из них 50 процентов женщины, и 50 процентов мужчины.
Парни бегают за мамонтом. Причем не все. Процентов 40. Еще 10 процентов делают кусь мамонту, но исключительно за другую пользу для общества.
Ну например производят мыло. Выделывают шкуру мамонта, на стринги с труселями. Блин! Полнолуние! Хочу подруге меховые стринги с верхней частью купальника. Ладно ладно. На одежду, чтобы по ночам грела.
Еще всякое полезное делают. Жилища строят например. Посуду глиняную.
Т.е. у нас, уже в этом обществе, на лицо разделение труда. Есть задачи добывать еду. Т.к. человек кушает. И есть задачи делать различные блага для человека, которые определяют его благосостояние.
И тут момент. Вот есть один чувачок. Вот он вроде бы сидит на попе ровно по ночам. Костер поддерживает, да от волков склады с мясом мамонта охраняет.
Давайте 2 таких чувачка. Один просто сидит. А другой сидит, и за костром следит. Да вот еще что-то там руками теребонькает.
Например патефон колупает. Ну мы же Аудифилы. Нам положено чуть-что про звукозапись думать. Ну и вот сидит. Деревяшку теребонькает, патефон колупает.
И вот давайте мыслить как вожди. Если мы сейчас этого чувачка от КОСТРАтов отстраним, и исключительно на Патефонах сконцентрируем, как изменится благосостояние общества?
Правильно! Патефонов в нем станет больше. А Патефон это ведь не только музыка. Это еще и запись рецептов борща, и хода звезд на небе. Письменность у нас еще не изобрели. А человек, как гласит история, стал человеком имея словарный запас в 6 тыщ слов.
Т.е. до этого многообразие звуковых фонем делало из млекопитающего в лучшем случае обезьяну. Первый неандерталец уже 6 тыщ фонем-слов имел в коммуникационных активах.
А там уже можно было и за звездами приглядывать, и еще всякое на Патефон надиктовывать. Даром, что ли первые Стихи были про Беззвездную Муку, и что ее никто не выдержит? Хаос Истории тоже за Прогрессом Планеты Бдит!!!
Но давайте дальше капнем. Один КОСТРАт посмотрел на эволюцию другого, и тоже так захотел. Только вместо Патефонов начал что-то другое делать. Ну скажем Смартфон.
А третий машину на паровом ходу сообразил. Или еще какое колесо придумал, что мельницу завертело.
Автор официально приносит свои извинения перед всеми деятелями Прогресса Науки и Техники за все невольные фонетические созвучия, которые могли возникнуть в данной истории. Я не со зла.
В общем это я о чем? Это я о том, что производство еды не изменилось. Как производили так и производят. А вот благосостояние общества начало меняться.
И общество тем богаче, чем больше производителей товаров в нем.
И тут еще нужно сказать, что Капитализм это правило, в отличие от Социализма ни разу не трогал. Ни малейшего покушения на него.
Даже наоборот. И пропаганда, и поддержка, и кредит. Главное ДЕЛАЙ!!!
Просто бери и делай!!!
Ну в общем я на сегодня закончил с мотивацией.
3д принтер у меня во всю шпарит!
Вчера он напечатал вот это! Это передняя панель от сабвуфера к нашим шарообразным. Правда печатал одним белым пластиком. И я переживал, что на белом не так эффектно смотрится.
Но когда он распечатал. И я снял с него эту переднюю панель - мне дух от вида захватило!!! Когда весь саб напечатаю, фотки выложу.
Да! Я в курсе, что это настроечная таблица телевизоров из ЧБ времен. Я сначала замоделил, а потом увидел. Но дух от этой ассоциации еще сильнее захватывает!!! Ведь по ней папа Дяди Федора в Простоквашино телек настраивать хотел!
Хотя собственно, что мне мешает примерный рендер этого саба выложить? Только белая панель не рендерится в быстром режиме, так как на самом деле выглядит. А фотореалистиный рендер - это тоже часа на 3. Так что будем рендерить в пластике!!! 3д принтер это тоже 3д движок!!! Просто натур-продуктом рендерит, а не просто фоточки посмотреть! Как отрендерю целиком, фотки само собой будут.
***
Ладно! Поехали про систему нашу сегодняшнюю.
Сегодня ведь рассказ про то как экономить правильным путем!!! Чтобы и качество приличное, и экономия солидная.
В общем давайте первым делом возьмем ленегдарные С90.
Уменьшим им басовик. Это уже приличная экономия. И на материалах диффузора, и на металле корзины. Да и магнит поменьше.
Но это же порождает и экономию на размере корпуса. Конечно корпус у них из ДСП. И тут в некотором роде шутка про экономию на опилках просится.
Но все равно экономия. Все равно приличная. Корпус ощутимо меньше.
Получились С50.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/akust_ustr/as_pas/radiotehnika_s50w.html
И на вид солидные. и на звук ничего такие.
Баса правда маловато стало. И какой-то он резковатый.
Но это на Одиссее 010м. А мы договорились считать его усилителем Высокой Верности Студийного Уровня.
Но тогда нам нужен усилитель с другим подходом. С экономией, дающей и бас и выгоду. А так вообще можно было???
Ну давайте разберемся.
Хороший УНЧ это когда там стоит куча транзисторов, задача которых защищать от гармоник каскад раскачки амплитуды. Часть транзисторов его защищают от собственных гармоник транзистора раскачки, а часть от девиации коэффициента усиления выходного каскада. Который в силу больших токов, через него протекающих, умудряется ввести в дисбаланс минимум 3 каскада стоящие перед ним.
Т.е. по большому счету вся куча транзисторов в УНЧ - они занимаются исключительно защитой каскада усиления напряжения от косяков выходного каскада. Ну и разве, что ООС пытается устранить искажения выходного каскада, что на его Эмиттерах возникают.
Но суть. На входе обычно ставят Токовое Зеркало Уилсона, причем Каскодовое. Причем на Диф-Каскад.
На каскад раскачки амплитуды ставят Каскод.
На фазонверсную цепь тоже Каскод.
А вот что будет, если это все снять?
Кто-то скажет, что там 5 тразисторов по 3 рубля за штуку. Нашел на чем экономить. Вот выходные по 200 рублей. Вот это развогор. А тут чего?
Но не все так просто. Каждый каскад, это еще 2 резистора по 2 рубля. Это еще конденсатор минимум один за 3 рубля. Да плюс каждая паечная точка по 1.5 рубля.
А это вообще-то 9 точек. Итого имеем 3 рубля транзистор, 4 рубля на резисторах, и еще 3 рубля за кондер + 9 точек по 1.5 рубля = 10 рублей за детали + 14 рублей за пайку. Т.е. 24 рубля за каскад.
Убираем 4 каскада на канал. Это уже 96 рублей. Да на 2 канала. Это уже как бы 200 рублей с усилка. Уже есть о чем поговорить!
Но самое-то главное. Афтар? Ты тут нафантазировал - а что со звуком-то будет при таком "тюнинге"?
А будет. Будет интермодуляционное нагуживание, причем на частотах в районе 50-100 Гц.
А это как бы такие частоты. Они вызывают чувство мягкой басовитости.
Т.е. как раз к нашему резкому басу которого маловато стало. И смягчить, и добасить.
Как итог получаем вполне басовитый звук, с теплой и уютом, а по факту Хай-Фай Средней Руки с приличной экомономией!!!
И при этом разница между С90 и С50 на звук - ну не такая уж и большая по басу вышла.
Т.е. экономия на трназисторах приводит к такому интересному психо-акустическому эффекту, что более простые и дешевые колонки начинают звучать как более дорогие.
И в классе Хай-Фай игра на нем позволяет существенно экономить на детальках.
Что наша сегодняшняя связка С50 и Радиотехника У101 и демонстрируют.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/usiliteli_nch/us_poln_bytow/radiotehnika_u101.html
В классе Хай-Фай так можно! И это дает результаты!
Получается дешево, сердито, и при том прилично!!!
И да. Нормативы на этот ваш Хай-Фай, они именно такие. Там так можно!!! И в документы укладывается! Высокая Верность - но только вначале 60х. Верность на фоне Патефона. Это важный момент в названии термина. Относительно чего он обеспечивает заявленную точность работы?
Вот такие дела сегодня.
Завтра будет обзор по просьбе одного подписчика. Про С70. Про ЭМОС. Будет плотный обзор технологии, и экономических особенностей. Ну т.е. ответ на вопрос почему сейчас она крайне редка. Ведь она решает массу проблем. И позволяет так же рационально экономить, и при том сохранять Высокое Качество Результата. Но почему она в массовую серию не пошла? Почему, как минимум в автомобильных сабвуферах, ее не ставят? Ведь там солидный выигрыш в габаритах?!! А ведь сейчас в тренде блютус колонки... Там то вообще эта технология важнее воздуха. Но вот есть ли она там?
Вот завтра это все по полочкам и разложим!
Спасибо, что дочитали!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье