Цвет много значит в жизни человека. Это "многое" родилось в истории культуры: люди изучали природу, себя - придумывали всякие способы выжить и развиваться. Пришлось применять цвета для маскировки, для идентификации полезных и опасных продуктов, для опознания своих и чужих. Сначала значения цвета "подсматривали" в природе, затем люди стали создавать смыслы на основе опыта взаимодействия друг с другом. Так появилась культурная "палитра", которой мы пользуемся в 21 веке.
Историю цвета мы начали рассматривать тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый.
Сегодня китайский белый
В период зарождения китайской культуры белый (白 – бай) имел смысл, исходящий из осмысления природы. Вообще все цвета служили визуализацией представлений о мире и его законах.
В этой "космической" палитре белый имел крайне противоречивые формулы: он указывал на природные стихии и вещества – холод и металл, символизировал движение мужского к женскому ("плохой" путь - от светлого к темному – от ян к инь), а также противоположно связывался с вероломством и чистотой.
Эти противоречия продолжались в связи с небесными светилами и телами – цвет соотносили с Луной (противоположность Солнцу и дневному свету) и Венерой (Тайбай – противоположность мужскому) – и сторонами света – белый означал Запад, где царят хаос и гибель живого, с точки зрения китайцев.
В мифологии Древнего Китая много "белых" богов и духов: покровитель Запада, а также медицины и долголетия Шао-хао и его помощник – белый дух Жу-шоу,
западная правительница (хозяйка сада с чудесными персиками бессмертия) Сиванму.
Еще одно белое мифическое существо было связано с символикой смерти: обитающий на Западе белый тигр Байху – владыка мира посмертия и защитник от злых духов умерших. Изображение белого тигра считалось оберегом, потому часто встречалось на ритуальных и бытовых предметах.
В период династии Цин древние китайцы начали разворот смыслов цвета к обозначениям гармонии человеческого и природного. Белый связали со старостью мира – осенью и со старостью человека – увяданием, завершением жизненного цикла и выходом за грань мира.
В эпоху Мин философские смыслы белого ушли к даосам: дао как космическое начало, не имеющее формы, считалось родственным всем стихиям, а особенно воде, воздуху и свету.
Живопись этого периода выражает даосскую суть белого – она наполнена снежными горами и пенными водами, облаками и белыми журавлями.
В Новейшее время китайская культура не утеряла связи с древними прочтениями смыслов культурной палитры: повседневность зачастую выстраивается на фундаменте идей даосского фэн-шуй, считающего белый цветом очищения и совершенства, способным восполнять душевные силы и равновесие.
В следующей истории об индийском белом.