Шпицберген - одно из самых неприспособленных мест для жизни людей. Даже один день, проведённый здесь, считается адом. История русских моряков-поморов кажется безумной и фантастической, 4 человека без продуктов и снаряжения остались почти на 7 лет на необитаемом острове.
Эта история про настоящих выживальщиков, про людей сильных духом, которые не растерялись и не потеряли рассудок, смогли приспособиться и выжить в одних из самых суровых климатических условиях.
Обещали вернуться
Шпицберген - это край морозов, отсутствия растительности и тысяч белых медведей. Именно туда в середине 18 века ходили русские жители Белого моря, или как их принято ещё называть - поморы. Их целью была добыча китов, тюленей или моржей. Они уходили в плаванья на несколько месяцев, брали с собой только самое необходимо и всегда обещали вернуться.
В 1743 году на промысел из посёлка Мезень выехало 14 человек. На большом карбасе они отправились к тому самому Шпицбергену, который называли Грумантом.
Карбас - это промысловое судно, оснащённое парусом и вёслами, которое использовали для передвижения жители Сибири и Крайнего Севера.
Ничего не предвещало беды, за рулём карбаса был опытный охотник - Алексей Химков. Всё шло по плану, через 7 дней морякам показался заветный архипелаг, но сильный шквалистый ветер отнёс их карбас к востоку от Шпицбергена. Судно застряло во льдах, а до суши было около 3-х километров.
Ушли в разведку
Было принято решение: четверо охотников идут искать избу, а остальные остаются на карбасе. Так и случилось, помимо Алексея Химкова ушли ещё трое:
- Фёдор Веригин
- Степан Шарапов
- Иван Химков
Они пошли искать старинную промысловую избу, которая находилась неподалёку от их места вынужденной стоянки. Отправились налегке, взяли с собой лишь топор, ружьё, мешочек муки, огниво, табак и 12 патронов. Это был весь их набор на ближайшее 7 лет, о которых они ещё не могли даже догадываться.
Только к вечеру опытные охотники, каждому из которых было за 40 лет, нашли ту самую промысловую избу. Изба была целая, поэтому мужики затопили печку, поужинали и легки спать. Ранним утром они отправились назад, но картина, которую они увидели, повергла их в шок.
Никого нет
Ни заломов льда, ни карбаса с десятью моряками не было. За ночь сильный шквалистый ветер унёс ледяную массу, 4 опытных охотника остались одни на необитаемом острове. Им предстояла новая жизнь, на помощь в ближайшие недели рассчитывать не приходилось, поэтому мужики не растерялись и начали обустраивать быт.
Подлатали избу, из глины сделали посуду и добыли впрок мяса. Всего было 12 патронов, которыми они подстрелили 12 северных оленей. Мясо подвяливали и коптили, чтобы оно дольше хранилось. Ружьё было, а вот патронов нет, поэтому охотники соорудили острые рогатины, которыми оберегали себя от нападений белых медведей.
За всё время пребывания, рогатины помогли добыть более 10 хищников, из которых большинство сами нападали на жилище охотников.
Так и протекала жизнь на необитаемом острове, неспешно, но размеренно. Охотники не сидели без дела, Из медвежьих жил, корней ели и птичьих перьев изготавливали луки, а наконечники смогли соорудить их гвоздей карбасного ящика, который принесло морем.
Промысловики освоили самое простое кузнечное дело, резьбу на костях и даже придумали устройство света, который горел на жире и тканевом фитиле.
Осталось трое
Время шло, один из поморов умер, так как не следовал традициям и не соблюдал посты. От потери товарища боевой дух охотников поугас, но в один день на горизонте показался парус. Мужики сразу же зажгли заранее заготовленные сигнальные костры, с карбаса им спустили шлюпку.
Спасение случилось 15 августа 1749 года, то есть с момента их "заброски" прошло более 6 лет!
Эта история стала известна благодаря графу Шувалову, который заведовал архангельскими землями. В 1766 году в Петербурге была даже издана повесть о приключениях 4 русских моряков, правда сначала на немецком и французских языках, а лишь только потом на русском.