На днях сидим, работаем, заходит бухгалтер и происходит такой диалог.
Бухгалтер: У вас нет насоса?
Мы: Нет.
Бухгалтер: Нужно срочно купить насос.
Мы: Хорошо. Сейчас закажем. Привезут.
Выясняется, что насос нужен, что бы накачать колеса тележки для перевоза коробок с документами с одного склада на другой. Идем на склад посмотреть что к чему. На месте сидят два грузчика, рядом тележка - колеса спущены, работать не могут. Выхожу на улицу, подхожу к одной второй третьей машине с водителем, нахожу насос, качаю колеса. Ребята тележка готова, можете дальше перевозить. Что мешало это же сделать грузчикам?
И это не единичный случай, такое сплошь и рядом. Когда человек не может решить поставленную задачу в связи с возникшей трудностью. И даже проблема не в этом, а том что он даже не пытается разрешить возникшую ситуацию, потому что не понимает как. Особенно заметно это с подрастающим поколением: не знаю, не могу, не умею.
Для обучения детей программированию есть такая программа-игра, в ней надо запрограммировать робота, что бы дойти до цели обходя препятствия - задать алгоритм. Так вот часто люди напоминают этого робота, у них есть алгоритм и как только они сталкиваются с незапланированным препятствием, то встают и не знают, что делать.
В песне "Улица Ленина" группы "Ноль" есть слова "В школе мне в уши и в рот клизму поставили". И вывод делается такой, что во всем виновато, место жительства человека, и под улицей Ленина подразумевается СССР. Но мне кажется, что у жителей других стран есть подобные проблемы. Ноли точно подметили проблему. Все наше обучение весь уклад жизни настроен на то, что бы задать людям некие схемы поведения и они потом всю жизнь им следуют. Школа (и не только) прошивает человека, алгоритмизирует его. Сам не раз сталкивался с ситуацией когда школьнику занижают оценку за верное решение задачи, но не правильным методом или в сочинении надо обязательно написать то, что по мнению педагога задумал автор, не дай бог написать свои мысли (лично у меня была только одна четверка за сочинение - остальные тройки). Учитель как бы говорит, не надо думать, есть алгоритм вот и иди по нему. В итоге ученик в жизни способен только следовать алгоритмам, а думать он не умеет. Логика такого подхода понятна - научить человека следовать определенной последовательности достаточно легко. Для этого не нужны очень сообразительные ученики, и можно обойтись относительно малыми средствами. И такой человек в целом сможет жить... но ни какой инициативы, творчества с его стороны мы не увидим.
По моему мнению решить эту проблему можно легко и просто - нужно учить детей не следовать алгоритмам, а искать решение. В современном мире это сделать не так сложно. Нужен тот самый индивидуальный подход, о котором так много говорят в педагогических учебных заведениях, но в школах его, к сожалению, нет. Учителю легче научить всех одному алгоритму, чем каждого думать. Конечно нужно учить и алгоритмам, но на первом месте должно быть умение думать и достигать цель.
В жизни я всегда ищу решение, а не слепо следую алгоритму - этому и надо учить детей.