То, что охотничий дневник вещь интересная, а скорее всего даже необходимая, я понял, читая охотничьи записи старшего брата, Александра. Мне очень захотелось иметь свой. Человеческой памяти свойственно стирать не востребованную в повседневной жизни информацию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по окончании сезона вы с трудом вспоминаете конкретную охоту, или отдельный выстрел, если он, конечно же, не был особо выдающимся и запоминающимся. Бумага обладает фантастическим свойством. Листаешь пожелтевшие страницы, вроде ничего особенного, вереница безликих строчек, короткие, мало кому понятные обрывочные записи. Но стоит остановиться и вчитаться в определённую дату и в твоём сознании, как на листе фотобумаги, начинает проявляться конкретный день, событие и охота в целом. Не спорю, сейчас, когда редко какой охотник обходиться без цифрового фотоаппарата и компьютера, нужно быть очень усидчивым, чтобы заморачиваться ещё и с бумагой. А ведь хлопот не так уж и много, после каждой охоты черкнуть пару строчек. Никто не заставляет вас писать подробные отчёты, но дату, два слова о погоде, количество охотников, если это была коллективная охота, выстрелы ну и трофеи, если вам повезло и всё, считайте, что вы обеспечили себя несколькими минутами удовольствия в будущем. И чем дальше, тем большую ценность приобретают ваши скупые строчки, в первую очередь для вас же. А представьте, что лет через пятьдесят, эти записи попадут в руки ваших внуков. Я думаю, что они будут приятно удивлены, узнав, что их дед не всегда был таким скрюченным брюзжащим стариканом. И если они вырастут не конченными идиотами, чему всецело способствует безудержный прогресс, то я уверен, они, по достоинству, оценят ваши опусы.
А я, с вашего позволения, взяв за основу то, что не стёрла память и свои записи, попробую рассказать вам о тех охотах и событиях, которые запомнились мне больше всего.
Первая запись, положившая начало моему дневнику датирована 20.08.1994 года. Накануне титульный лист серой, 96 листовой тетрадки в клеточку, был подписан словом «ОХОТА» и поставлена дата начала дневника, дата окончания до сих пор и, я надеюсь ещё долго, будет оставаться открытой. А уже со следующей страницы собственно и начинается самое ценное для меня, охотничьи записи:
03.09.1994г. Казахстан. Лиман «Жолман». Общие трофеи: - 10 уток.
Отец – 1; Александр – 7; Я – 1; Женька – 1
Подранков нет. Айка работала отлично. Фото 10.09.1994г.
Казахстан. «Копа-лиман». Общие трофеи: - 10 уток.
Отец – 0 (подранок - 1); Александр – 3 (подранок - 3); Я – 7 (подранок - 1); Женька – 0 (подранок - 1). Собаки не было.
Читаешь, и все события проплывают перед глазами, как будто это было вчера. Рядовая, вроде охота, ну что тут особенного, отец, с тремя сыновьями и псом, вырвался на охоту. Но не будь этих записей, разве вспомнишь ты через пятнадцать лет эти подробности? Вряд ли…
…Айка, западносибирская лайка была, без преувеличения выдающейся собакой. Именно в ту осень, на той охоте, я первый раз увидел её в работе. Утку я сбил уже в темноте. Собака, всю вечёрку моталась между нами четырьмя, больше времени уделяя Александру, как хозяину и более везучему в этот вечер стрелку. После своего удачного выстрела, я сначала услышал, а потом и разглядел в сгущающихся сумерках её, без преувеличения элегантный, силуэт. Айка стояла в непосредственной близости от меня, «по колено» в воде и смотрела на меня, казалось, ожидая чего-то.
- Айка, ищи – кричу я, показывая, рукой в ту сторону, откуда донёсся после выстрела шлепок, упавшей утки. Собака остаётся на месте.
- Ищи – опять посылаю собаку я – ты чего? Ищи!!! Сука, не трогается с места, недоумённо крутит башкой, глядя мне в глаза.
- Ищи, б…ля – я перехожу на зловещий шепот, полагая, что именно такой интонацией я смогу принудить собаку к поиску. Пёс остаётся недвижим. Я, начиная терять терпение, из-за неподчинения собаки, замахиваюсь на неё, пытаясь, хоть таким способом сдвинуть её с места. Собака обиженно отворачивается от меня, и, по всей видимости, оценив меня, как существо, не заслуживающее её внимание, с достоинством удаляется в темноту. В том месте, где секунду назад находились её передние лапы, из-под воды всплывает, утиная тушка. Оказывается, она, сразу после выстрела, принесла мне мой трофей и, не желая держать дичь во рту, бросила, наступив на утку, для надёжности передними лапами. Мне хотелось упасть на колени и просить у пса прощения, за своё недостойное поведение. Из записи, сделанной неделю спустя, наглядно видно какую пользу приносит участие в охоте собаки. Почти 40% сбитой дичи, просто бездарно потеряно. Так что пишите, я надеюсь, что убедил вас в необходимости делать это. А проанализировать материал, который накопиться у вас с годами, смогут и ваши потомки, если вам, по причине вечной занятости, это делать недосуг.