Найти тему

Известные люди Башкирии поделились воспоминаниями о своих первых педагогах

Чем труд ваш измерить…

Наверняка каждый помнит свое первое сентября. Мамы и папы за руку приводят детей в школу, а на пороге их встречает учитель, который научит читать, выводить буквы и цифры, поведет в неведомый мир знаний. Хорошо, если он станет другом и наставником, оставив о себе добрую память в сердцах учеников.

-2

Андрей НАЗАРОВ,

премьер-министр Правительства РБ:

– Я считаю своей первой учительницей Анну Ильиничну Ведерникову, вспоминаю ее с безмерной благодарностью и теплом. Она тот человек, который подарил мне первые знания и привил любовь к школе. Анна Ильинична придала мне уверенности в себе, а для первоклассника это так важно. В начальных классах учителя должны относиться к своим ученикам с особой заботой, быть добрыми, терпеливыми и внимательными. У детей должны появиться стремление к получению новых знаний, правильное понимание, что такое образование. В начальных классах педагога можно назвать второй мамой, ведь она сочетает в себе и учителя, и няню – именно такими они должны быть для ребят, которые только начинают школьную жизнь. Работа с детьми младших классов – большая ответственность, здесь особенно важно правильно подбирать педагогов. Ведь именно с первого класса закладывается фундамент внутреннего психологического и морально-нравственного состояния человека на всю последующую жизнь.

-3

Урал КИЛЬСЕНБАЕВ,

первый заместитель руководителя Администрации Главы РБ:

– О первом учителе Ишматове Иреке Рахматовиче самые светлые и теплые воспоминания. Мы с ним до сих пор общаемся, всегда стараюсь его навестить. Он сейчас проживает в деревне Богдашкино Кугарчинского района. У нас была небольшая школа, в одном кабинете располагались сразу два класса. Первый учитель запомнился тем, что в школу добирался из соседней деревни в зависимости от времени года пешком, на велосипеде, верхом на лошади или на санях... Приходил раньше всех, любил заранее готовиться к предстоящим урокам. Ко всем ребятам относился по-отечески, заботился, всегда был добр и приветлив. Помню, часто ходили с классом в походы на природу. Ирек Рахматович ловко управлялся с костром, умело готовил еду, таким навыкам мог позавидовать любой мальчишка. Мне кажется, что учитель – это в первую очередь именно наставник. То есть человек, который не просто передает нам знания своего предмета, а учит жить в нашем многоликом мире. Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения вложил в каждого ученика Ирек Рахматович. Я рад, что он есть в моей жизни. Около десяти лет назад издали книгу с его стихами, статьями, воспоминаниями о тяготах войны и послевоенном времени. Он и сейчас образцовый учитель, ветеран педагогического труда.

-4

Константин ТОЛКАЧЕВ,

председатель Государственного Собрания-Курултая РБ:

– Моя первая учительница Нина Никитична Ушакова из средней школы № 56 города Новокузнецка на всю жизнь запомнилась исключительной добротой. При этом у нее никогда не было любимчиков, со всеми обращалась одинаково. Она хорошо знала предмет умела заинтересовать учебой, вовлечь, в результате на уроках не было равнодушных. Мы смотрели на нее с благоговением, как на идеал. При Нине Никитичне никому даже в голову не приходило совершить хулиганскую выходку или отпустить скабрезную шутку. Она была женой офицера, умела держать себя в рамках, всегда была настроена позитивно. До сих пор удивляюсь ее поразительной доброте, объективности, готовности к соучастию в решении любых вопросов, которые возникали в жизни учеников.

-5

Шамиль ВАЛЕЕВ,

сопредседатель «Народного фронта» в РБ:

– Моего первого учителя зовут Мөзәянә-апа – она учила меня писать буквы мелом в нулевом классе в деревенской школе. Ее нежное имя не хочется писать в русской транслитерации: в переводе оно означает «облачко». Я бежал к ней среди сугробов полтора или два километра вместе с другими шестилетками или ребятами постарше. Иногда, когда повезет, меня довозил в розвальнях дедушка Мидхат или дядя Рифкат, который года в три-четыре научил меня читать по крупным таблицам: «А – Аист». Школа-интернат была построена в 1952 году из тех же бревен, что и наш дом: за строительным лесом в Караидель ездил мой дедушка. Среди деревенских шестилеток я, конечно, блистал скорочтением на любом языке, но учился терпеливо ждать, пока все научатся читать, сначала по складам, потом бегло. Этот навык – поджидать – пригождается мне всю жизнь. Музаяна-апа Макулова не имела отчества и фамилии, в деревне все обращаются к учительнице как к родной тете: «апа». Она может даже отменить последний урок, чтобы посадить картошку. В мае апá взяла нас, приготовишек, в далекий поход, который оказался пикником в пришкольном яблоневом саду: мы пили сладкий чай из стеклянных бутылочек и ели хлеб со сметаной.

-6

Ирина НИКОЛАЕВА,

главный врач Республиканского кардиоцентра, депутат Горсовета Уфы:

– Я пошла в первый класс в школу № 97. Прекрасно помню этот день. Море людей, детей, цветов! И в этой кутерьме ко мне подходит улыбчивая женщина: «Это ты Ирина Николаева?». И вдруг я понимаю, что в школе хорошо и совсем не страшно. Это и была моя первая учительница – Нестерова Вера Егоровна. Все три года она была с нами рядом – учила читать и считать, утирала слезы, водила по музеям, в кино, в планетарий. Ей хватало терпения на все! Благодаря ей поняла, что теплом и добром можно добиться гораздо большего в жизни, чем злобным напором. И даже когда я принесла в класс вместо учебников исколотого «прооперированного» мишку, она сказала: «Ну конечно, ты же не могла его оставить дома одного после операции». Или в третьем классе поставила мне пятерку за пересказ пары глав из «Графа Монте Кристо» вместо рассказа из учебника.

В четвертый класс я уже пошла школу № 3, потому что мы переехали, которую в итоге и окончила. Но все заложенное в начальной школе осталось навсегда. Всю жизнь буду благодарить своих родителей и учителей за все, что им удалось мне дать: знания, возможность логически мыслить и принимать правильные решения.

Ляйсан ФАЙЗУЛЛИНА