Многие водители хоть раз в жизни сталкивались со схемой, которую составляют при дорожно-транспортном происшествия. В регламенте МВД РФ это «схема места совершения административного правонарушения», а на практике - «схемы места ДТП» и «схемы к протоколу осмотра места ДТП». Независимо от названия содержание не меняется: должна быть изображена обстановка и все, что имеет отношение к произошедшему. Насколько важен документ? Имеет ли значение, что «нарисовал» инспектор, если есть видеорегистратор, города увешаны видеокамерами, в автомобиле полно очевидцев, виновник признает себя таковым, да и водители ехавших рядом автомобилей согласны быть свидетелями? Отвечает адвокат Сергей Филиппов.
Схема является одним из основополагающих документов по делу об административном правонарушении, а иногда - и по уголовному делу. Ее ключевое достоинство - «объективность». Инспектор ДПС не заинтересован в исходе дела и должен вносить только достоверные сведения. Виновник и свидетели могут и передумать, видеозаписи запрашивают и приобщают к делу только по решению лица, ведущего расследование, экспертизы и исследования проводятся на усмотрение сотрудника полиции. А схема ДТП будет в деле всегда. Поэтому к ее составлению надо относиться максимально серьезно, даже если не считаешь себя виновным.
Изображения в схеме я бы разделил на два вида. Первый – объективная картина на месте - знаки, дорожная разметка, тормозной путь, расположение транспортных средств - и расстояние между объектами: автомобилями, разметкой, знаками, километровыми столбами. Ко второму виду относятся изображения, составленные со слов участников ДТП или по собственным представлениям, «как могло быть» (бывает и такое).
Объективные сведения обычно споров не вызывают А вот место столкновения автомобилей зачастую устанавливается со слов водителей или даже самим сотрудником ДПС ГИБДД, который руководствуется своими знаниями о механизме дорожно-транспортного происшествия. Дознаватели, следователи, эксперты и суды впоследствии принимают данные в схеме как непреложную истину, особенно если есть подписи всех участников ДТП и понятых.
Поэтому до подписания схемы необходимо лично убедиться в том, что сведения соответствуют действительности, инспектор в спешке не упустил ничего и не внес свои «предположения». В случае, если что-то не соответствует дорожной обстановке, нужно сразу требовать внести свои замечания, обратить на них внимание других участников ДТП и понятых, просить их также вносить замечания и только потом подписывать схему.
ДТП – всегда стрессовая ситуация. Но я советую собраться и максимально внимательно отнестись к составлению схемы ДТП, так, будто это единственный документ по делу.