Сейчас многие жалуются на перебои в поставках запчастей. Непонятно, что будет с ценами — скорее всего они будут увеличиваться и дальше. Неудивительно, что у автовладельцев растёт интерес к ребилдингу. Читайте интервью с Михаилом Петровым, директором по развитию франчайзинговой сети ЕвроАвто, о ремонте и восстановлении деталей.
Давайте с самого начала. Возможно, не все наши читатели слышали раньше этот термин: что такое ребилдинг простыми словами?
По-русски, это восстановление изношенных запчастей. В каждой машине есть детали, которые можно отремонтировать и продолжить эксплуатировать — стартер, генератор, рулевые рейки, насосы ГУР, амортизаторы и т.п. Ребилдинг — восстановление и продажа деталей с гарантией. В принципе ребилдеры дают такую же гарантию на отремонтированные детали, как и на новые — от полугода до года, иногда есть ограничение по пробегу. В этом смысле разницы между новой запчастью и отремонтированной нет.
Насколько востребована эта услуга? Какую часть в общем объёме рынка занимает восстановление деталей?
Статистики по рынку в целом у нас нет. А в нашей компании 3,1% заказов-нарядов включает работы по восстановлению.
Как зависит спрос на ребилдинг от марки автомобиля?
Чем дороже автомобиль, тем вероятность выбора ремонта больше, потому что новая деталь стоит во много раз дороже восстановленной. Чаще всего ремонт агрегатов и деталей востребован для автомобилей среднего и премиум класса. Рулевая рейка, например — деталь дорогая. Владелец, как правило, выбирает её ремонт, потому что это дешевле, чем покупать новую рейку. Чтобы не быть голословным, вот несколько реальных цен (август 2022 года). Сравнивайте, делайте выводы:
Если говорим о стартерах и генераторах, эти детали неплохо научились делать азиатские производители, поэтому можно выбрать и купить новый генератор или стартер. Поэтому в последнее время ремонта таких деталей для массовых автомобилей меньше. Если говорим о Mercedes-Benz, BMW, Landrover E класса, то аналогов из Китая и Тайваня практически нет. Для машин премиум класса восстановление даже стартера и генератора не редкость.
Ремонтируют только оригинальные детали?
Нет. При необходимости восстанавливаются как оригинальные детали, так и аналоги.
Как деталь попадает на восстановление?
Если мы сдаём в ремонт какую-то деталь, это не значит что мы обязательно получим обратно именно эту деталь. У ребилдера есть ремфонд. Если мы отдаём рулевую рейку, и в ремофонде такая есть, нам могут сразу же предложить восстановленную. Если детали на складе нет, они ремонтируют ту деталь, которую мы принесли. Разумеется цена в этих случаях разная: за восстановление нашей детали — цена одна, если мы хотим получить деталь из ремфонда, но свою деталь оставить не готовы, цена выше. Таким образом ребилдеры стимулируют клиентов оставлять детали для пополнения своего ремфонда.
Расскажите, что делают с деталью на каком-то конкретном примере?
Стартер, генератор — там совсем просто. Могут сломаться подшипники, втягивающее, изношены щётки — их просто заменяют. С рулевыми рейками сложнее.
Порванный пыльник рулевой рейки приводит к такому результату. Заменой пыльника не обойтись — нужен ремонт. Фото: propellershaft /DRIVE2
С какой проблемой к нам в сервис может обратиться клиент: стук, течь, увеличенное усилие на руле. У нас специального оборудования для ремонта реек нет. Мы её снимаем и отвозим к ребилдеру. Рейку разбирают и дефектуют — определяют её состояние по целому ряду параметров. Если параметры не укладываются в допуски для рабочей рейки, значит нужен ремонт.
Для типичных неисправностей стоимость ремонта фиксированная. Если ремонт с нашей стороны одобряется, рейку ремонтируют. Берётся ремкомплект — сальники, втулки и т.п. — и изношенные компоненты заменяют. При необходимости на своём оборудовании специалисты-ремонтники могут проточить вал, прошлифовать его.
Бывают ситуации, когда взамен изношенной изготавливается новая деталь. Например, если вал уже невозможно расточить под размеры ремкомплекта, тогда изготавливают новый — для этого есть всё нужное оборудование, вплоть до станков с ЧПУ. Такой ремонт дороже: например, не 10 тысяч а 17. Стоимость всегда согласовывается с владельцем автомобиля.
Отремонтированную рейку испытывают на специальном стенде, который имитирует установку рейки на автомобиль — подключаются шланги, заливается жидкость в гидроусилитель, соединяются электрические цепи. Имитатор поворачивает её вправо-влево, если ничего не течёт, все параметры в норме, рейку возвращают в сервис, где её ставят на автомобиль.
Как определяют значения параметров, на основании которых принимают решение о ремонте — ремонтопригодно или уже нет? Эти параметры ребилдеры устанавливают сами или с участием производителей автомобиля?
В основном ребилдеры используют накопленный опыт, ни производители автомобилей, ни изготовители запчастей никак в этом не участвуют. Надо понимать, что изготовление новой детали и ремонт — это разные процессы, разные технологии.
Иногда при поиске новой запчасти можно увидеть маркировку «восстановленная», но в заводских условиях. В чём тут подвох, откуда берутся такие запчасти и можно ли их ставить?
Действительно, такие запчасти можно найти даже в оригинальных программах подбора. Такие запчасти немного отличаются номером (например, дополнительной литерой X, как на скриншоте) — это значит, что она была восстановлена в заводских условиях.
Раньше была практика восстановления детали в заводских условиях, когда на завод отправляли свою сломанную. Так восстанавливались разные запчасти разных брендов. Это было мало востребовано, потому что было сложно отправить сломанную деталь на завод. Появлялись фирмы, которые ремонтировали детали «оригинальными запчастями» здесь на территории РФ. Есть отдельные поставщики, которые специализируются на восстановлении запчастей из оригинальных комплектующих и их аналогов.
Если человеку нужна эта услуга, где её искать?
Если говорить о нашей сети, то автовладелец может обратиться в любой наш сервис. Когда восстановление агрегата нужно нашим клиентам, мы сами решаем эту задачу — у нас налажены партнёрские связи, мы снимем деталь, доставим её к партнёрам, вернём назад и поставим на машину. Сам по себе бизнес ребилдеров — это бизнес b2b, они не работают с автовладельцами напрямую. У них другая специфика. Например, у них нет подъёмников, чтобы поднять автомобиль и снять ту же рейку.
Представим другую ситуацию. Вы приехали на сервис, вам говорят: «Надо менять вот такой-то агрегат, новый вы не купите, ищите восстановленный или ищите фирму, где вам восстановят ваш, рейку мы вам сняли, вот она, забирайте». Замечу, что мы никогда не перекладываем проблемы на клиента. Но если такая ситуация по каким-то причинам всё же возникла, забиваете в интернете «ремонт рулевых реек», или «ремонт стартеров». И ищете в вашем регионе компанию, которая такие услуги оказывает, едете к этим товарищам и сдаёте рейку в ремонт.
Но учтите, вы можете оказаться в очень неприятной ситуации. Рейку вам отремонтировали, вы её забрали, приехали в свой сервис, вам её поставили… а проблема осталась. Например, как не было усиления руля, так и нет, но теперь уже на отремонтированной рейке. Сервис вам говорит: рейка не работает, везите её по гарантии. Рейку вам снимают ещё раз — но уже за дополнительные деньги. Вы привозите её туда, где её ремонтировали, а там говорят: вы знаете, мы видим, что здесь была ошибка механика — он рейку неправильно прокачал. К примеру, он её прокачал под нагрузкой, а надо было для этой машины в воздухе. И автовладелец оказывается между молотом и наковальней. Я такие ситуации наблюдал — они очень неприятные и для владельца машины, и фирмы, которая рейку ремонтировала, и для сервиса.
Если же вы обращаетесь к единому подрядчику, например, к нам, мы несём ответственность за весь комплекс работ. У нас есть договор с ребилдером о гарантийном обслуживании, клиент общается только с нами, мы несём ответственность за весь комплекс работ и конечный результат — съём-установку, работоспособность самой рейки, развал-схождение после этого и т.п. Клиенту никуда не надо ездить, переплачивать. Он получает гарантию: если возникают претензии — всё к нам.
Многие компании, занимающиеся ремонтом агрегатов, проводят обучение наших специалистов и дают сертификаты, подтверждающие их квалификацию. Например, завод по восстановлению трансмиссии вообще не подключает к себе в партнёры сервис, пока он не сертифицирует минимум двух специалистов — механика и диагноста.
Какие перспективы у ребилдинга?
Рынок восстановленных деталей будет всегда. Если мы посмотрим на европейский или американский опыт, у них тоже есть ребилдеры. В Америке даже есть союз ребилдеров, и раз в год он проводит съезд. Как показывает мировой опыт, несмотря на изобилие новых деталей, ребилдеры занимают серьёзную долю в экономике. Услуга восстановления будет развиваться и занимать свою нишу.
Если говорит о том, спровоцирует ли отсутствие запчастей увеличение спроса на ребилдинг — да, может быть. Но пока непонятно, как будет развиваться рынок запчастей. Сейчас разрешили параллельный импорт, ситуация по сравнению с весенним шоком поменялась. Я вижу, что детали стали появляться — сейчас, в августе 2022 года дефицита запчастей для замены узлов и технического обслуживания нет. Я думаю, что лучший вариант — чтобы и компании-ребилдеры развивались, и новые детали были доступны для всех, кому они нужны.