С 14 по 17 сентября в Гостином дворе в Москве прошла юбилейная 10-я выставка современного искусства Cosmoscow. Параллельно с ней в Музее Москвы проводилась ярмарка молодых художников blazar — официальный спутник Cosmoscow.
Давайте посмотрим, какие тренды особенно ярко проявились в работах, представленных на выставках.
1. Телесность и сюрреализм
Современное искусство продолжает искать способы репрезентации тела в пространстве, поэтому телесность — один из самых ярких трендов. Тело и телесное становятся объектами художественной рефлексии и эксперимента.
На картине Оли Австрейх «Пловец» мы видим тело в воде. Повинуясь эмоциям, тело ломается, изгибается, принимает неестественные позы. Эта работа рассказывает об эскапизме, потерянности, но в то же время и о очищении и о том, что через тело можно переживать эмоции, также как через ум или чувства.
Одни художники создают экспрессивную абстракцию, другие — меняют тело до неузнаваемости.
На этой картине телесность переплетается с другим трендом — сюрреализмом. С помощью разных слоев художница показывает, как она видит тело и сама раскрывается, транслируя нам свое видение.
Сюрреализм — это подсознание, сны, метафизическая оторванность от повседневной жизни, форма эскапизма, попытка сбежать из невыносимой реальности. Сюрреализм становился особенно актуален во время исторических травм, и сейчас он снова проявляется.
Розовый пеликан на картине — символ Христа.
Используя этот образ, а также образ ангела, парящего над пеликаном, художница с египетскими корнями синтезирует разные культуры, исследует религиозную и мифологическую символику. На этой картине сюрреализм переплетается с еще одним ярким трендом, о котором мы поговорим в конце статьи.
2. Архаичность и барокко
Что интересует современных художников в архаике? Это, прежде всего, работа с простыми формами, архетипическими символами и образами. Художники хотят соприкоснуться с архаикой в поисках корней, а также используют эстетику архаичного искусства, чтобы создавать собственные миры. «Кто мы? Откуда мы произошли?», — поиск ответов на эти вопросы побуждает художника соединять искусство самое первоначальное и самое современное.
На этой картине мы видим цианобактерию. Миллионы лет назад эти бактерии насытили воздух кислородом, и на Земле появилась полноценная жизнь. Если бы не эта бактерия, не появилось бы ни животных, ни человека. Цианобактерия создала все, зародила жизнь, но она же способна её разрушить. Тема рождения и смерти, обращение к самому древнему и примитивному — один из трендов в современном искусстве.
В этой работе художница совмещает современную технологию печати на пленке Fuji и идею подсветки. Пленка нанесена на раму толщиной 3см, эта рама дает объем. Между рамой и стеной есть место, где свет падает насквозь, поэтому изображение оживает и приобретает градацию зеленого цвета. Новейшая технология, которую художница использует при создании работы, отсылает к архаике, к первой пленке Fuji.
Очень ярко античность и барокко представлены в работах Натальи Гудович. «Три грации» — это прямая отсылка к популярному античному сюжету, который изображали и Рафаэль, и Боттичелли, и Рубенс, и снова он повторяется в работе современной художницы. Также в работах Натальи мы видим пышность и величие, динамику и напряженность, ощущение нестабильности формы и пространства, что характеризует стиль барокко.
Триптих Влада Кулькова «Портреты камней» — один из хитов выставки Cosmoscow.
Это работа рассказывает о биоморфной культуре, об эмоциональной составляющей человека, а также о первородной материи.
Влад Кульков создает экспрессивную барочную абстракцию, используя крупный формат, пафосность, отсылая к музыке, к сердцу, в котором заключен целый мир, к самой первородной форме.
Работа выполнена в форме триптиха, намекая на Святую Троицу, и это подводит нас к еще одному тренду — поиску Бога.
3. Иконы, религия и поиск Бога
В периоды потрясений и исторических травм люди обращаются к высшим силам, к Богу, и это находит отражение в искусстве.
Кто нас спасет? Как вернуться туда, где устройство мира было понятным и предсказуемым?
Современные художники пытаются переосмыслить, что является верным, есть ли Бог, кто несет ответственность за все, что происходит. Они обращаются к эмоциям зрителя, призывая перейти на гибкое мышление. Мы должны изменить существующие представления о мире, чтобы воспринять новую реальность, в которой мы ответственны за себя и за мироустройство, и сами пишем свою картину мира.
В следующей статье мы будем учиться глубже читать современное искусство на примерах знаковых работ с выставок Cosmoscow и blazar. Оставайтесь с нами!
Присоединяйтесь к аккаунту Ирины Богатиковой в Instagram и клубу Art-Q в Telegram!