Найти тему
Ирина Богатикова

Тренды в современном искусстве. Что мы увидели на Cosmoscow и blazar?

Оглавление

С 14 по 17 сентября в Гостином дворе в Москве прошла юбилейная 10-я выставка современного искусства Cosmoscow. Параллельно с ней в Музее Москвы проводилась ярмарка молодых художников blazar — официальный спутник Cosmoscow.

Давайте посмотрим, какие тренды особенно ярко проявились в работах, представленных на выставках.

1. Телесность и сюрреализм

Современное искусство продолжает искать способы репрезентации тела в пространстве, поэтому телесность — один из самых ярких трендов. Тело и телесное становятся объектами художественной рефлексии и эксперимента.

Оля Австрейх. «Пловец». SERENE GALLERY
Оля Австрейх. «Пловец». SERENE GALLERY

На картине Оли Австрейх «Пловец» мы видим тело в воде. Повинуясь эмоциям, тело ломается, изгибается, принимает неестественные позы. Эта работа рассказывает об эскапизме, потерянности, но в то же время и о очищении и о том, что через тело можно переживать эмоции, также как через ум или чувства.

Одни художники создают экспрессивную абстракцию, другие — меняют тело до неузнаваемости.

Лена Ашраф. «Розовый пеликан»
Лена Ашраф. «Розовый пеликан»

На этой картине телесность переплетается с другим трендом — сюрреализмом. С помощью разных слоев художница показывает, как она видит тело и сама раскрывается, транслируя нам свое видение.

Сюрреализм — это подсознание, сны, метафизическая оторванность от повседневной жизни, форма эскапизма, попытка сбежать из невыносимой реальности. Сюрреализм становился особенно актуален во время исторических травм, и сейчас он снова проявляется.

Розовый пеликан на картине — символ Христа.

Используя этот образ, а также образ ангела, парящего над пеликаном, художница с египетскими корнями синтезирует разные культуры, исследует религиозную и мифологическую символику. На этой картине сюрреализм переплетается с еще одним ярким трендом, о котором мы поговорим в конце статьи. 

 2. Архаичность и барокко

Что интересует современных художников в архаике? Это, прежде всего, работа с простыми формами, архетипическими символами и образами. Художники хотят соприкоснуться с архаикой в поисках корней, а также используют эстетику архаичного искусства, чтобы создавать собственные миры. «Кто мы? Откуда мы произошли?», — поиск ответов на эти вопросы побуждает художника соединять искусство самое первоначальное и самое современное.

Анастасия Млеко. Из серии «Gonna get along without you now». PENNLAB Gallery
Анастасия Млеко. Из серии «Gonna get along without you now». PENNLAB Gallery

На этой картине мы видим цианобактерию. Миллионы лет назад эти бактерии насытили воздух кислородом, и на Земле появилась полноценная жизнь. Если бы не эта бактерия, не появилось бы ни животных, ни человека. Цианобактерия создала все, зародила жизнь, но она же способна её разрушить. Тема рождения и смерти, обращение к самому древнему и примитивному — один из трендов в современном искусстве.

В этой работе художница совмещает современную технологию печати на пленке Fuji и идею подсветки. Пленка нанесена на раму толщиной 3см, эта рама дает объем. Между рамой и стеной есть место, где свет падает насквозь, поэтому изображение оживает и приобретает градацию зеленого цвета. Новейшая технология, которую художница использует при создании работы, отсылает к архаике, к первой пленке Fuji.

Очень ярко античность и барокко представлены в работах Натальи Гудович. «Три грации» — это прямая отсылка к популярному античному сюжету, который изображали и Рафаэль, и Боттичелли, и Рубенс, и снова он повторяется в работе современной художницы. Также в работах Натальи мы видим пышность и величие, динамику и напряженность, ощущение нестабильности формы и пространства, что характеризует стиль барокко.

Влад Кульков. «Портреты камней». Триптих.
Галерея Anna Nova
Влад Кульков. «Портреты камней». Триптих. Галерея Anna Nova

Триптих Влада Кулькова «Портреты камней» — один из хитов выставки Cosmoscow.

Это работа рассказывает о биоморфной культуре, об эмоциональной составляющей человека, а также о первородной материи. 

Влад Кульков создает экспрессивную барочную абстракцию, используя крупный формат, пафосность, отсылая к музыке, к сердцу, в котором заключен целый мир, к самой первородной форме. 

Работа выполнена в форме триптиха, намекая на Святую Троицу, и это подводит нас к еще одному тренду — поиску Бога.

 3. Иконы, религия и поиск Бога

В периоды потрясений и исторических травм люди обращаются к высшим силам, к Богу, и это находит отражение в искусстве.

Даша Чухрова. «Картина короеда №11»
Даша Чухрова. «Картина короеда №11»

Кто нас спасет? Как вернуться туда, где устройство мира было понятным и предсказуемым?

Анастасия Шенсневич, Лиза Шаплина
СПГХПА им. А. Л. Штиглица
Анастасия Шенсневич, Лиза Шаплина СПГХПА им. А. Л. Штиглица

Современные художники пытаются переосмыслить, что является верным, есть ли Бог, кто несет ответственность за все, что происходит. Они обращаются к эмоциям зрителя, призывая перейти на гибкое мышление. Мы должны изменить существующие представления о мире, чтобы воспринять новую реальность, в которой мы ответственны за себя и за мироустройство, и сами пишем свою картину мира. 

В следующей статье мы будем учиться глубже читать современное искусство на примерах знаковых работ с выставок Cosmoscow и blazar. Оставайтесь с нами!

Присоединяйтесь к аккаунту Ирины Богатиковой в Instagram и клубу Art-Q в Telegram!