Сегодня модно низвергать все советские постулаты. Ленивый не прошёлся с критикой по советским писателям, поэтам, художникам, архитекторам и даже учёным. Конечно, наибольшей критике подвергаются или явные коммунисты, или те имена, которые стали наибольшими авторитетами в Советском Союзе. В последнее время принято ставить под сомнение значимость знаменитого отечественного учёного и изобретателя - Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935).
С лёгкой руки какого-то безымянного автора, ссылающегося на западных и российских исследователей, ныне весьма популярная Википедия указывает, что "в СССР сложился своеобразный миф о гениальном учёном-универсале". Приводится много суждений и оценок современников, считавших К.Э. Циолковского дилетантом. Не будем спорить с этими "разоблачителями", для желающих опубликовано большое число научных и философских трудов исследователя, а также сохранилось множество чертежей и рукописей его изобретений.
Широким кругам Константин Эдуардович Циолковский известен в качестве учёного, изобретателя и философа. В данной публикации хотелось бы поговорить о наименее известной стороне в жизни этой замечательной исторической личности - его педагогической биографии.
Родился Константин Эдуардович в Рязанской губернии в сентябре 1857 г. С ранних лет мальчик отличался живостью ума, любознательностью и склонностью к конструированию. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью оглох. Было ему тогда около 10 лет. Проблемы со слухом явились причиной не очень высокой успеваемости в гимназии, в которой ему удалось проучиться только 4 класса. Уйдя из гимназии, он с 14-летнего возраста стал заниматься самообразованием.
Уже тогда любознательный юноша пытался доискаться научной истины с помощью расчётов , наблюдений и опыта. Из окна своего дома он измерил с помощью астролябии расстояние до пожарной каланчи, а затем проверил его шагами. И показания совпали! Тогда юный Циолковский поверил теоретическому знанию!
Несколько лет самообразования привели к тому, что он достиг больших успехов в точных науках. Уже в 20 лет он готовил гимназистов по математике и физике, достигая в этом деле больших успехов. Это были его первые педагогические опыты, когда он начал применять наглядные пособия в виде геометрических фигур, воздушного шара-монгольфьера и самых разнообразных приборов, которые сам изготавливал из подручных материалов. Слава о талантливом репетиторе, который очень доходчиво объяснял материал по предметам, обеспечивало большое количество учеников, желающих у него заниматься.
Учитывая бедственное финансовое положение Константина Эдуардовича, он соглашался на большое количество учеников, неимоверно уставая при этом. На протяжении нескольких лет он подтягивал гимназистов сначала Вятки, а затем и Рязани.
Чувствуя, что педагогическая стезя ему по душе, он понимал, что занятие репетиторством не совсем то, чем бы ему хотелось заниматься. Юноша мечтал работать с классом. Но это было невозможно, так у него не было образования. И тогда целеустремлённый молодой человек решает сдать экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии уездного училища.
Константин Эдуардович предстал перед испытательной комиссией Рязанской гимназии трижды - 5, 12 и 13 сентября 1879 г. В эти дни он блестяще сдал экзамены по закону божьему, русскому языку, арифметике, геометрии и алгебре. Помимо этого он должен был провести пробный урок перед комиссией по теме "Умножение и деление простых дробей". В результате он был удостоен звания учителя.
С января 1880 г. по 1891 г. К.Э. Циолковский будет преподавать арифметику и геометрию в Боровском уездном училище Калужской губернии.
Уездные училища - являлись второй ступенью образования, после приходских школ. Обучение в училищах занимало три класса.
Помимо занятий в училище молодой учитель активно занимался, как бы мы сегодня назвали, внеурочной деятельностью. Дети после занятий приходили к нему домой, где он их знакомил со свойствами электричества при помощи сделанной им самим электрической машины. Свои опыты он выносил и за город. Вместе с ребятами он запускал свой шар-монгольфьер.
Позднее в своей автобиографии К.Э. Циолковский с особой теплотой будет вспоминать этот период своей жизни.
"С учениками старшего класса летом мы катались на моей большой лодке, купались и практиковались в геометрии. Я своими руками сделал две жестяные астролябии и другие приборы, нужные для опытов. С ними мы и ездили. Я показывал ребятам, как снимать планы, определять величину и форму недоступных предметов и местностей,, и обратно, по плану местности восстанавливать её в натуре в любом пустом поле...".
Иногда подобные загородные практические занятия заканчивались приключениями и в глазах окружающих людей больше напоминали шалости, нежели процесс обучения. Об этом в своей автобиографии не без иронии вспоминал позднее сам Константин Эдуардович.
"Летом я ещё нашел другую забаву для учеников. Сделал огромный шар из бумаги. Спирту не было. Поэтому внизу шара была сетка из тонкой проволоки, на которую я клал несколько горящих лучинок. Монгольфьер, имеющий иногда причудливую форму, поднимался, насколько позволяла привязанная к нему нитка. Но однажды нитка нечаянно внизу перегорела, и шар мой умчался в город, роняя искры и горящую лучину. Попал на крышу к сапожнику. Сапожник заарестовал шар. Хотели привлечь меня к ответственности. Потом смотритель моего училища рассказывал, что я пустил шар, который упал на дом и со страшной силой разорвался. Так из мухи делают слона.
Потом уже я свой монгольфьер только подогревал, огонь же устранял, и он летел без огня. Поэтому скоро опускался. Ребята гнались за ним и приносили обратно, чтобы снова пустить в воздух..."
Константин Эдуардович стремился, чтобы его ученики не только закрепили учебный материал практическими занятиями, но и понимали его жизненную пользу и осознавали необходимость расширять и углублять свои школьные знания дополнительными сведениями, чтобы стать полезными обществу. Эти практические занятия проводились под девизом - "Ближе к жизни!".
Ученики очень ценили своего педагога, им нравилась его заинтересованность и открытость к ним. Сближению с учениками способствовало проявление молодым педагогом лучших человеческих качеств.
"...Дети многое понимают, но не могут высказать своих представлений и понятий. И очень любопытны, хотя и рассеяны. Поэтому я всегда придерживался того убеждения, что ни бить детей, не кричать на них, когда они отвлекаются, не следует. Это только расшатывает их нервную систему. К детям нужно относиться бережно. И больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творить!"
Эти качества молодого педагога оценили в уездном училище не очень скоро. Напротив, у молодого Циолковского сложилась своеобразная слава чудака. Этому способствовали и собственные научные опыты, которые начал проводить учитель. А затем появились и его собственные изобретения. В эти же годы он публикует свои первые научные работы, благодаря чему о нём узнают столичные физики и изобретатели.
Его работа «Механика животного организма» получила благоприятный отзыв известного учёного-физиолога Ивана Михайловича Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.
Основные работы К.Э. Циолковского после 1884 г. были связаны с четырьмя магистральными направлениями: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
По приглашению московских учёных, Константин Эдуардович в начале 1887 г. выступает на заседании Общества любителей естествознания, проводившегося в Политехническом музее, с докладом о металлическом аэростате. На этом заседании председательствовал известный русский физик - профессор Московского университета Александр Григорьевич Столетов.
Вернулся домой он воодушевлённый своим успехом в Москве. Это стимулировало талантливого самоучку продолжать свои изобретения. Не забывал Константин Эдуардович при этом и о своих педагогических обязанностях, с которыми он справлялся блестяще!
Первую и довольно обстоятельную похвальную характеристику педагогическому мастерству К.Э. Циолковского дал смотритель Боровского училища И.М. Ладожкин в своём отчёте о работе учебного учреждения за 1888 г.
Качества, характеризующие учителя арифметики и геометрии Константина Циолковского: честность, мягкое обращение, терпение и трудолюбие. При преподавании арифметики и геометрии (учителем Циолковским) ставится основным правилом: начинать с самого простого и понятного и переходить незаметно от известного к неизвестному., не говоря ничего такого, чего бы нельзя было пояснить чем-нибудь уже усвоенным; каждый вопрос объясняется наглядным образом, и новые названия и новые определения вводятся учителем только тогда, когда самая сущность усвоена учениками и понятие вполне готово в их уме.
Как лицо, посвятившее себя делу обучения и воспитания детей, учитель Циолковский удовлетворяет ещё следующим требованиям: обладает хорошей подготовкой и достаточно выработанной речью, твёрдостью воли и настойчивостью, отличается самообладанием, бдительностью и серьёзным отношением к своим обязанностям».
Последующие смотрители и чиновники от образования будут оценивать в том же положительном ключе безусловный педагогический талант Константина Эдуардовича.
В 1889 году штатный смотритель училища И.А. Любимов дал следующую характеристику учителю: «Уроки Циолковского всегда оставляют по себе приятное впечатление. Его приёмы преподавания просты, наглядны и практичны, оживляют и заставляют быть внимательными учеников во всё время урока.
Вследствие такого преподавания дети без особого труда и сознательно усвояют изучаемый предмет. Готовых правил и теорем учитель никогда не даёт детям, а они сами с помощью учителя, посредством решения многих частных вопросов и задач, приходят к той или другой истине, к тому или другому положению... Под руководством такого умелого и образованного учителя ученики умственно развиваются и приобретают серьезные познания в математике».
Получив определённые теоретические знания, ученики с огромным удовольствием шли с учителем на практические занятия в огород или поле весной. Здесь они измеряли площади, определяли расстояние между двумя недоступными предметами, измеряли издалека высоту колокольни и многое другое. И ведь удивительно, что практически всегда на занятиях использовался единственный инструмент, да и то самодельный - астролябия. При этом вместо вех, при съёмке планов, становились иногда сами ученики. Часто расстояние, за неимением цепи, проверялось шагами. Любопытно, что такие занятия приучали детей смотреть на геометрию, как на науку, довольно полезную в жизни.
Важно также обратить внимание, что хороший педагог никогда не останавливается на собственных имеющихся знаниях, он всегда старается приобретать новые. Таким был и Константин Эдуардович, постоянно занимавшийся самообразованием. Он читал русские и французские руководства по математике, занимался алгеброй и высшей математикой, сам изготавливал модели геометрических тел и физических приборов.
Такой педагогический талант К.Э. Циолковского способствовал тому, что в 1892 г. его перевели на должность учителя арифметики и геометрии в Калужское уездное училище. Отныне и до конца своей жизни К.Э. Циолковский будет прочно связан с Калугой.
В Калужском уездном училище Константин Эдуардович будет также вызывать положительные отклики всех ответственных лиц, начиная со смотрителя училища П.А. Рождественского и кончая директором народных училищ Калужской губернии Д.С. Унковского.
Из отчётов о работе талантливого учителя, наиболее выделяющимися были следующие оценки: "образцовая классная дисциплина на уроках", "строгая последовательность и наглядность - отличительные черты его уроков" и т.д.
Сам педагог довольно скромно вспоминал позднее о своём труде.
Хотя мне и тяжело было заниматься при моей глухоте, но учительство мне нравилось. И я с удовольствием занимался с детьми.
При объяснении нового материла по арифметике, доказывая правило или теорему, К.Э. Циолковский исходил из общего дидактического положения - от простого к сложному, от частных случаев - к общему закону. На частных конкретных примерах путём вопросов и небольших задачек он подготавливал учеников настолько, что усвоение материала становилось для них вполне доступным, а закон - ясным: к этому нередко они приходили сами. Когда он видел, что ученики уже достаточно поняли и уяснили истину как сущность правила или теоремы, формулировался окончательно вывод. Формулировку вывода учитель давал сам и показывал его значение.
Большое внимание педагог уделял проверке понимания закона всем классом, без чего двигаться дальше было бессмысленно. Этому он придавал исключительное значение. Понявших материал он просил поднять руку, затем вызывал одного из них к доске. Этот ученик повторял объяснение учителя. Циолковский нередко при этом дополнял и поправлял отвечающего.
Между тем мало понявшие ученики слушают объяснение товарищей, и суть дела им более уясняется, в знак чего они и поднимают руки.
Затем учитель давал классу решать задачи. При этом соблюдалась строжайшая тишина. Каждый работал самостоятельно. При этом каждому ученику Константин Эдуардович давал задачу по степени его способностей: одному - более лёгкая, другому - более трудная.
Далее происходила проверка решённых задач. При этом соблюдался следующий принцип: прежде всего проверялась у доски одна из наиболее лёгких задач, а затем - одна из более трудных. Конечно, это требовало от педагога глубокого знания способностей своих учеников и предварительной работы по выбору задачи для каждого из них. И Константину Эдуардовичу эту удавалось.
Немного отвлечёмся от педагогических занятий К.Э. Циолковского. Ведь это поразительно, что выкладываясь максимально на уроках, у него ещё хватало времени и сил заниматься своими изобретениями и научными изысканиями.
Остановимся лишь на одном эпизоде. 10 мая 1897 г. К.Э. Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между:
- скоростью ракеты в любой момент
- cкоростью истечения газов из сопла
- массой ракеты
- массой взрывных веществ
Эта гениальная формула получила название "формула Циолковского". Циолковский не знал тогда о такой же схеме Николая Кибальчича, разработанной им перед казнью. Закончив математические записи, Константин Эдуардович машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Указав по обыкновению дату вычислений, сам того не подозревая, закрепил своё первенство в вопросах научного освоения космоса.
Сам занимаясь различными исследованиями, он и в своей педагогической деятельности довольно часто практиковал постижение истины опытным путём. Например, ученики доказывали, что цилиндр в три раза больше конуса, при условии, что они имеют одно основание и высоту. Пользуясь данными основания и высоты, ученики клеили пустые конусы и цилиндры и, наполняя их песком или крупой и пересыпая из одного в другое тело, сравнивали их объёмы и убеждались в истине: объём цилиндра в три раза больше объёма конуса.
При этом Константин Эдуардович старался, чтобы и учебники, использующиеся в педагогическом процессе были качественными.
15 мая 1893 г. он обратился в педагогический совет Калужского уездного училища со следующим заявлением:
Честь имею заявить означенному совету, что учебник арифметики Бугаева, принятый в Калужском уездном училище, по неточности и неясности содержимых в нём правил, недостаточно соответствует своей цели, почему предлагаю совету заменить его более соответствующим учебником А. Малинина и К. Буренина.
И что удивительно, педагогический совет училища, рассмотрев это заявление, прислушался к рекомендации учителя и уже 20 мая 1893 г. принял постановление о введении в училище с нового 1893/1894 учебного года учебника арифметики А. Малинина и К. Буренина.
В феврале 1899 г. в Калужском епархиальном женском училище заболел учитель физики и Константин Эдуардович вызвался его заменить. И, несмотря на отсутствие профильного образования, его приняли, учитывая колоссальный опыт и хорошую славу педагога.
Увы, к этому времени у Константина Эдуардовичу совершенно расстроилось здоровье. К глухоте добавились проблемы со зрением, бронхит и нервные расстройства. В этой связи, достигнув в 1900 г., 20-летия своей педагогической деятельности, он уходит на пенсию по уездному училищу. Но, так как пенсия была довольно скромной, а у него уже было несколько детей и жена, которых нужно было содержать, да к тому же совсем порывать с учительством ему не хотелось, он стал преподавать математику и физику в епархиальном женском училище на положении "исполняющего обязанности преподавателя из платы по найму".
И хотя женское училище находилось в ведении духовного ведомства, он старался и там внедрять опытное понимание истины, подойдя к этому довольно-таки основательно. Он сразу же организовал здесь физический кабинет из старых поломанных физических приборов. Стал проводить опыты по физике и химии, продвигал недозволенную химию и бесправную астрономию в своих лекциях на уроках физики. Включая в план своих занятий элементы химии и астрономии, давал тем самым им путёвку в жизнь.
Сохранились поурочные записи занятий по физике в 5-х и 6-х классах. По журналу 5-го класса в его записи мы читаем такие вопросы-разделы: кислород, водород, вода, хлор, азот, сера, фосфор, углерод, химические элементы, главнейшие законы химических соединений, атомы, атомные веса, химические формулы, окислы, щелочи, кислоты, соли, химические явления и органическая жизнь как источник теплоты и прочее. А в 6-х классах вводил химическое действие световых лучей и химические действия электрического тока. Химия контрабандным путём просачивалась в физику, и он занимался добыванием газов, сжиганием железа в кислороде и прочими недозволенными вещами.
Если урок основывался на опыте, то в изложении этого урока в ответе надо было исходить от опыта - это методическое условие сознательного понимания материала, которого неукоснительно придерживался Константин Эдуардович.
Вот он вызвал ученицу Р., - вспоминает ученица Екатерина Петровна Лебедева. - Ученица свободно рассказывает урок по учебнику.
-Что... Что вы говорите?! Подождите! - останавливает Константин Эдуардович. - Вы сначала расскажите про опыт, который я вам показывал, и всё, что видели во время опыта, потом уже идите к теории. Теория вытекает из фактов и опыта. Помните это и не забывайте!
Опыт с объяснением материла заканчивал Циолковский беседой о значении научных открытий, всегда увязывая с современностью и с прогнозом на будущее.
Например, по теме "Притяжение тел и движение" он говорил о законе всемирного тяготения и в связи с этим давал некоторые сведения по астрономии, вспоминал мечту человечества о завоевании Вселенной.
Он рассказывал о ракетах, таких реактивных космических кораблях, которые непременно в будущем позволят человечеству завоевать всё земное пространство. Заинтересованные ученицы не сводили глаз с учителя, задавая ему массу вопросов об этом. А он отвечал, основываясь на научных данных. Своими беседами он давал колоссальный толчок к размышлениям и к течению их мыслительного процесса.
Сохранившиеся журналы с отметками, убеждают нас, что К.Э. Циолковский был требовательным и вместе с тем умелым педагогом: он не просто ставил отметки за ответ, оставляя учениц в покое, но тщательно следил за повышением их знаний, отметками не запугивал, воспитывал в ученицах жажду знаний, а не погоню за высоким баллом, и ставил отметки по заслугам - то, что отвечало действительным знаниям учениц.
Весьма интересным представляется тематика сочинений, которые он задавал ученицам по физике: "Термометр, его употребление и польза", "Гроза и её причины", "Высота атмосферы", "Электричество в жизни", "Паровая машина и её применение" и т.д.
Параллельно с преподаванием он занимается не только изобретательской деятельностью. Константин Эдуардович публикует ряд научных статей в российских и зарубежных журналах. Также выходит несколько его научно-популярных брошюр, посвящённых космосу и специальным приборам и устройствам для его возможного освоения в будущем.
В это же время он начинает проявлять себя как мыслитель, публикуя различные философские статьи. А в 1916 г. в Калуге он издаёт небольшую брошюру «Горе и гений». Это своего рода социальная утопия, в которой Константин Эдуардович рисует идеальное общество будущего.
Его работа начинается словами: «Нет ничего важнее, как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и в будущем. Как устранить горести? Этот животрепещущий вопрос и будет предметом нашей статьи». По аналогии с высказыванием Архимеда «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!», учёный находит такую «точку опоры» для устранения горестей в поисках и выращивании гениев, в «улучшении породы человека».
Циолковский предложил свой проект создания счастливого общества и счастливой природы, огромные надежды возлагая на гениев, которые «совершали и совершают чудеса».
Но всё же основным видом его деятельности было преподавание, поэтому вернёмся к нему. Тринадцать лет К.Э. Циолковский проработал в женском епархиальном училище по найму. Так как пенсии ему не хватало, то он вынужден был увеличить свою нагрузку. Изначально преподавание в женском училище было небольшой подработкой, в ходе которой он давал 5 уроков в неделею. Постепенно, с улучшением здоровья и усилившейся нуждой, он дошёл до 28 уроков в неделю. При этом он преподавал алгебру, геометрию и физику.
Проблема была в том, что работа по найму никоим образом не влияла на возможность увеличения его пенсии. Поэтому в 1913 г. К.Э. Циолковский обратился к директору народных училищ Калужской губернии с прошением о принятии его на государственную службу, дабы прослужить ещё 5 лет, чтобы выслужить пенсию, достаточную для того, чтобы существовать на неё всем семейством. К этому времени его педагогический стаж уже составлял 33 года.
Октябрьскую революцию Константин Эдуардович принял с воодушевлением. С 1918 по 1921 гг. он работал в 6-й советской единой трудовой школе второй ступени. Очень порадовало педагога то, что большевики ввели всеобщее право на труд, начали бороться с безграмотностью, а также распространяли в массах точные и технические науки.
"Только после революции, - писал К.Э. Циолковский, - когда я попал в трудовую советскую школу второй ступени, я почувствовал радость свободной работы в условиях нормальных взаимоотношений. Меня радовала свобода преподавания и товарищеское отношение с учениками".
В эти годы он преподавал физику и математику, и уже совершенно законно и свободно химию и астрономию. Также у него было классное руководство.
В 1921 г. он завершает свой педагогический путь. Связано это было с ухудшившимся здоровьем и желанием заниматься наукой. 41 год своей жизни отдал преподаванию Константин Эдуардович.
Оставшиеся годы своей жизни Константин Эдуардович решает посвятить изобретениям. Он обращается в Калужский губернский совет народного хозяйства с просьбой принять его на работу конструктором. И его зачисляют на эту должность.
Понимая важность научных трудов Циолковского губернские власти оказывали ему усиленную материальную помощь. Чтобы он ни в чём не нуждался и все свои итак немолодые силы посвятил только изобретательской деятельности. При чём обеспечивали его личные нужды, а также все вопросы, связанные с работой над изобретениями.
Этим годам его деятельности можно посвятить отдельную заметку.
Часть заявочной документации на изобретения К.Э. Циолковского хранится в фондах Российского государственного архива в г. Самаре. Сотрудники архива подготовили интересную публикацию, посвящённую краткому обзору этих источников.
Резюмируя отметим, что К.Э. Цилоковскому повезло. В лице советской власти он увидел мощного союзника. И при жизни получил признание своих работ. Оставаясь честным, трудолюбивым и порядочным человеком он довольно скромно себя оценивал. Несмотря на повышенное внимание именитый изобретатель не зазнался, а оставался старательным тружеником. Всегда сохранял оптимизм, бодрость духа и старался поддерживать своё физическое состояние. Например, не взирая на расстроенное здоровье, до последних лет своей жизни ездил на велосипеде.
В 1932 г., в связи с 75-летием со дня рождения, за научную деятельность, Президиум ЦИК СССР наградил К.Э. Циолоковского орденом Трудового Красного Знамени и повысили ему пенсию ( 9 ноября 1921 г. Совет Народных Комиссаров СССР уже назначил К.Э. Циолковскому "ввиду особых заслуг учёного-изобретателя, специалиста по авиации" - персональную пенсию). Чествование знаменитого юбиляра происходило в Колонном зале Дома Союзов в Москве. В Ленинграде состоялось в его честь торжественное заседание в Академии наук СССР.
А местные калужские власти подарили учёному новый просторный дом.
Кажется любопытным привести выдержку его выступления с торжественного заседания в Калуге, посвящённого 75-летию со дня рождения и 50-летия его научной деятельности.
В этом отрывке талантливый учитель резюмирует итог своего долгого жизненного пути, проявляя удивительную скромность.
"...Мне совестно, что мой юбилей вызвал столько хлопот, ведь, может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой, но меня мучает мысль, что я ем хлеб, может быть, незаслуженно: сам не пахал и не сеял, а был только учителем. Я изо всех сил стремился к работе: работал изо всех сил, все каникулы проводил в труде, производил опыты по сопротивлению, а, главным образом, - всё вычислял. К 17 годам моей жизни я уже знал высшую математику, хотя должен сказать, что ни одной науки хорошо не знал. Я знал понемногу всё, а математику я знал настолько, насколько она мне была нужна для разрешения тех вопросов, которыми я занимался..."
г. Калуга, 9 сентября 1932 г.
Посвятив свою жизнь педагогике и научно-изобретательским изысканиям, К.Э. Циолковский пришёл к выводу, что существует лишь одно средство к улучшению человеческой жизни: Основа всех разумных и добрых поступков нашего будущего благосостояния есть знание.
Сам Константин Эдуардович был создателем нового знания, а вместе с тем и талантливейшим педагогом, сумевшим помочь получить знания большому количеству детей не только по математике, физике, астрономии и химии, но и передать им часть жизненного опыта и умение пользоваться этими знаниями в повседневной жизни. Главное, он сумел поделиться с детьми частичкой своей широкой души.