Все мы писали сочинения в школе. Думаю, что будет любопытным почитать некоторые из ученических сочинений, написанных более века назад. Это работы школьников церковно-приходских школ Смоленщины, в современном понимании начальной школы. Вот две работы с хорошими оценками – тексты и первая страница самих рукописей, чтобы можно было увидеть и почерк учеников. Попробуйте прочитать текст, написанный в старой орфографии.
Весна
1912-1913 уч[ебный] год.
Ученик 4-го отд[еления] Карп Понизович
После долгой, скучной зимы наступает веселое время года – весна. Весною солнце находится выше над горизонтом, поэтому-то оно светит ярче и греет сильнее. От лучей солнца снег постепенно тает, обращается в воду и мутными ручьями сбегает с холмов и гор в озера и реки. В это время в реках становится много воды, они выходят из берегов, заливают водою все низкие места. Лед на реках подымается, начинает ломаться и трескаться и большими льдинами плывет по реке. Народ собирается толпами к реке, чтобы посмотреть на разлившуюся реку. Наконец в реках вода спала, и река приняла свой прежний вид. После этого крестьяне с большим усердием ждут первого весеннего дождя. Вот прошел первый весенний дождь, и все постепенно начало оживать. Долины покрываются разными зелеными травами и душистыми цветами. Жаворонки колокольчиками заливаются в светлой лазури. Вот начали прилетать из теплых стран перелетные птицы. Первыми являются грачи и начинают вить себе гнезда. После них прилетают и другие птицы: журавли, гуси, утки, ласточки и соловьи. Перелетные птицы населяют собой все леса и начинают распевать свои веселые песенки. Вот закуковала кукушка, запел соловей, защебетала ласточка, вообще в лесах и на полях все ожило. На лугах в траве трещат кузнечики и другие букашки. После зимнего холода на полях опять зазеленела озимь. Весною воздух делается легким, чистым и прозрачным. Когда обсохнет земля, начинаются полевые работы: пашут, боронуют, сеют яровые хлеба: пшеницу, ячмень, овес, лен, картофель. В огородах бабы вскапывают землю, делают гряды и обсаживают их овощами. Трудолюбивый муравей – и тот начал таскать в свой муравейник все, что надо ему. Только одни стрекозы перепрыгивают с места на место и беззаботно поют себе песню.
Что за прелесть весною в лесу, весь лес наполнен (очень) ароматами. На деревьях появились молодые почки, распустили молодые листья и издают приятный запах.
В садах все деревья распустили свои белые цветочки, как будто оделись в серебристую одежду. После весны наступает страдное рабочее время года лето.
[Оценка] – 4.
Престольный праздник в селе
1911-1912 уч[ебный] год.
Ученика 5 отд[еления] Ивана Старовойтова
С большим удовольствием и великою радостью встречается и проводится престольный праздник в селе. Этого веселого праздника все ожидают с нетерпением и стараются, как можно лучше, встретить его. Каждая семья моет и чистит свое жилище, моется и сама в бане и старается поскорее окончить другие работы. Окончивши все, некоторые идут в церковь слушать всенощную. После службы возвращаются домой и, поужинавши, ложатся спать. На другой день, рано утром раздается звон колокола, который призывает народ в церковь. Все – бедные и богатые, одевшись в лучшие одежды, толпами идут к заутрени. В домах остаются одни хозяйки, которые приготавливают обед. Народу в этот праздник бывает так много в церкви, что многие стоят даже на паперти. Служба бывает очень продолжительная. Иногда она совершается несколькими священниками. После обедни бывает крестный ход вокруг церкви, после которого народ, поздравивши друг друга с праздником, расходится домой. Пришедши из церкви, все с радостью обедают, а после обеда молодые идут на ярмарку, а старые ложатся отдыхать. Ярмарка бывает большая. Народу с каждым часом становится все больше и больше. Наконец вся площадь покрывается им. Тогда начинают играть и танцевать. Так бывает до самого вечера. Вечером народ начинает расходиться, и через несколько времени площадь почти становится пуста, остаются только одни торговцы, которые уезжают с площади после всех. Гости также разъезжаются домой, и село принимает обычный вид.
[Оценка] – 4+
Источник: На пути просвещения: история России конца XIX – первой трети XX веков в судьбах педагогов. Смоленск: Край Смоленский, 2016. С. 461, 466.; официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol
Автор: Юрий Шорин
Почитайте и другие материалы из этой серии:
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.