Татарстану из российского бюджета выделили 10,4 млрд рублей инвестиционных кредитов на завершение крупных федеральных проектов по строительству дорог. Об этом сообщил глава Миндортранса РТ в рамках работы цифровой платформы «100% Татарстан», посвященной в этом году строительству и развитию территорий.
– Деньги, которые сегодня получает республика, нужны для того, чтобы реализовать крупные проекты сегодня, здесь и сейчас, чтобы не растягивать их строительство на долгие годы, – рассказал руководитель министерства.
По его словам, более 6 млрд рублей направлено на Вознесенский тракт, 1 млрд 200 млн направили на сдачу дороги от ЖК «Салават Купере» до Горьковского шоссе, а оставшиеся 3 млрд с небольшим уходит на строительство, расширение и реконструкцию Горьковского шоссе.
– Все инвестиционные кредиты направляются на те инфраструктурные проекты, которые дают повышение мобильности, особенно в точках активного жилищного строительства. «Салават Купере», таким образом, будет завязан с Казанью. Вознесенский тракт – давнишняя мечта генплана города Казани – сделать выход на М-7 прямой, – отметил спикер. – Все эти объекты очень активно строятся, в плановом режиме.
По его словам, наиболее значимых дорожных проектов в этом году в республике три. В первую очередь это трасса М-12, которая соединяет Москву и Казань, – в 2024 году должны завершить проходящие по республике 7-й и 8-й этапы дороги – всего 142 км.
– Это грандиозный проект, он позволит добираться от Казани до Москвы за шесть с небольшим часов. А Волга получит второй мост, который соединит казанскую агломерацию с Верхнеуслонским районом и районами, которые находятся на правом берегу Волги, – отметил министр.
Второй проект – это трасса М-7 в обход Набережных Челнов и Нижнекамска.
– Это очень долгожданная дорога. Эти города оказались по одну сторону реки, а М-7 - по другую. Были сложности, большой трафик, порядка 40 тысяч машин в сутки. Дорога позволит обойти эти города, сделать движение более безопасным и комфортным, – сказал Ханифов.
Третий крупнейший проект – это дорога Шали - Бавлы, которая соединит Алексеевск с Альметьевском. Ее начали строить в этом году, а закончить планируется так же в 2024 году.
Причиной высоких темпов строительства дорог с сохранением качества министр назвал то, что и в РФ, и в РТ есть строительные фирмы, которым под силу справиться с подобной работой.
– Особенности этих организаций – это высшая точка профессионализма, то есть команда собрана, подобрана и отработана. Это не одним днем создано, все это копилось, собиралось, и сегодня таким организациям под силу строить быстро и качественно дороги. Действительно, такие темпы строительства федеральных дорог в России еще, наверное, не видели. За два-три года построить сотни километров дорог первой категории – для этого нужно постараться - это первое, – поделился глава Миндортранса РТ. – Второе - они оснащены современной техникой. Это техника мирового уровня, зачастую импортная – пока. И новые технологии, которые позволяют делать качественные материалы, качественную и быструю укладку, земляные работы. Научились миллионами кубов грунт перемещать.
Касательно выпуска отечественной техники взамен импортной Ханифов напомнил, что руководство страны уже дало соответствующее поручение.
– Так получилось, что даже наша отечественная техника не была «суверенной» - была завязана на импортных комплектующих. Здесь случай не трагический, потому что список дружественных России стран широкий, их больше, чем недружественных. Поэтому здесь трагедии не вижу, но импортозамещение должно быть. Особенно для России, где нужно строить тысячи километров дорог. Промышленность сегодня работает над тем, чтобы заводы, которые производят строительную технику, активно переключались на выпуск своей продукции, – подчеркнул спикер.
По его словам, в Татарстане тоже имеется производство строительной техники – например, ЕлАЗ и КамАЗ.
– И во многих других регионах выпускается дорожно-строительная техника высокого класса. Наша задача – за несколько лет (в идеале за два-три года) сделать так, чтобы уровень российской дорожно-строительной техники вплотную подошел к международному уровню. Чтобы мы спокойно могли планировать свою работу на несколько лет вперед. Сегодня мы говорим уже о пятилетнем планировании дорожного строительства. Для того, чтобы это было возможно, мы должны свою дорожно-строительную технику и оборудование выпускать в большом количестве, – отметил глава ведомства.
Он также рассказал о задачах министерства в ближайшие годы. Первоочередная из них – завершить все упомянутые дорожные проекты в срок, к 2024 году.
– Кроме того, до 2024 года расписаны программы безопасных и качественных дорог. Мы идем в графике. Результатами этой работы должны быть определенные показатели. По всем нашим агломерациям нормативное состояние дорог должно быть не меньше 85%, а региональных дорог – 56%, не меньше. Вся деятельность министерства транспорта в частности, заказчиков и подрядных организаций будет направлена на это, – заверил Ханифов.
По его словам, сегодня происходит ранжирование дорог по всей России. Такое поручение дал Росавтодор, и татарстанский Миндортранс тоже этим занимается.
– Что это значит? Это значит, что все дороги должны быть распределены по своему функционалу – федеральные, региональные, муниципальные и дороги, которые мы называем грунтовыми. Все это на сегодня имеет место. Поэтому из 40 тысяч км дорог, которыми сегодня располагает республика, некоторым нужно сделать твердое покрытие. Их, конечно, много - 9 тысяч км, но задача не стоит это все сделать сразу за один год. Задача в том, чтобы сделать приоритизацию. Но в любом случае мы над этим работаем и сельские дороги должны в том числе соединить все населенные пункты твердым дорожным покрытием. У нас порядка 500 поселений, где требуются дороги. Все за один год не сделаешь, но в 50-70 населенных пунктах за год мы в силах построить, – считает чиновник.
Касательно новых населенных пунктов, таких как коттеджные поселки, министр отметил, что застройщик при проектировании в обязательном порядке должен закладывать строительство дорог и всей остальной инфраструктуры.
– У нас зачастую дороги внутри таких поселений как раз и выполняются застройщиками. Проблемы начинаются, когда эти населенные пункты начинают заполняться жильем, людьми, требуются школы, детские сады. И самое главное – появляется мощный дополнительный трафик от этих новых застроек до города. И те дороги, которые соединят эти населенные пункты, – это, конечно же, уже задача муниципального и регионального уровня, потому что застройщик эти дороги сделать не в силах, – отметил он.
Кстати, эффективности строительства дорог в Татарстане Ханифов дал высшую оценку.
– Но в то же время мы должны понимать, что денег у страны сделать дороги везде и ко всем точкам никогда не будет хватать. Так что главной задачей нашего министерства я бы назвал как раз поиск тех эффективных решений, которые позволили бы каждому населенному пункту иметь качественную дорогу, – добавил министр.
По его словам, очень хорошо, что все федеральные дороги постепенно сходятся в нашей республике.
– Татарстан становится большим перекрестком, а дороги ведут к развитию не только придорожного сервиса, а вообще развитию промышленности, логистики и прочему, что очень благоприятно скажется на нашей республике, – сказал Ханифов и процитировал слова президента Татарстана : «Когда наступит 2024 год и мы все это построим, наша республика будет совсем другой».