Роберт Шилькович
В конце сентября свой прощальный матч провел легендарный Роджер Федерер. Швейцарец создавал свое наследие с самого начала карьеры и преуспел в этом как никто другой — влияние Роджера распространилось далеко за пределы теннисного корта.
Долгая карьера Федерера началась в 1998 году. Ввиду возраста швейцарец ворвался в элиту мирового тенниса чуть раньше Рафаэля Надаля и Новака Джоковича, с которыми он позже составит Большую тройку. Некоторые из его рекордов уже пали под натиском испанца и серба. Например, 20 побед на турнирах Большого шлема — здесь Федерера опередил Надаль, выиграв Australian Open и "Ролан Гаррос" в этом году. Или количество недель, проведенных на вершине мирового рейтинга (310) — Джокович обошел Роджера в марте прошлого года.
Однако многие из достижений великого швейцарца остаются нетронутыми. Он был первым номером рейтинга 237 недель подряд. На его счету рекордное количество побед в основных сетках турниров Большого шлема (307) и побед в финалах турниров ATP подряд (24). Роджер обладает самыми длинными победными сериями сразу на двух покрытиях: 56 побед подряд на харде и 65 — на траве. Турниры на траве, как и на грунте, вызывают неприязнь у многих игроков в туре, но Федерер по праву считался королем этого покрытия, о чем свидетельствуют рекордные восемь чемпионских титулов на Уимблдоне.
Вклад в мировой теннис Роджер внес не только рекордами. Он стоял у истоков одного из самых необычных турниров в мужском теннисе — Кубка Лейвера, названного в честь легендарного австралийского теннисиста Рода Лейвера.
В турнире, который традиционно проходит через две недели после окончания US Open, принимают участие две команды — команда Европы и команда мира. В состав каждой команды входит по шесть теннисистов, которые играют девять одиночных и три парных матча в течение трех дней. В первый день победы приносят команде одно очко, во второй день — два очка, а в третий — три очка.
Именно с Кубком Лейвера связаны многие самые забавные моменты тура, ведь на турнире царит атмосфера всеобщего дружелюбия и расслабленности. Мировые топы отдыхают от напряженной обстановки обычных турниров, а болельщики получают шанс посмотреть на раскованные действия своих кумиров на корте. Зачастую соревнование сопровождается выставочными матчами с участием легенд тенниса, а иногда на игроков вешают микрофоны прямо во время игры.
Символично, что Федерер провел свой прощальный матч именно на Кубке Лейвера, да еще и в паре со своим "лучшим соперником" Рафой Надалем. Даже поражение от американской пары Джек Сок/Фрэнсис Тиафо и первая победа сборной мира в истории турнира не могла омрачить этот момент.
Уровень игры и безупречный имидж Федерера помогли ему покорить вершины и всевозможных финансовых рейтингов. Уже к 17 годам швейцарец заключил контракты с Nike и Wilson, а в последующие годы добавил к ним таких гигантов как Rolex, Mercedes-Benz и Gillette.
Это позволило ему стать самым высокооплачиваемым теннисистом в мире и удерживать это звание на протяжении 16 лет. В рейтингах самых высокооплачиваемых спортсменов швейцарец стоял наравне с боксером Флойдом Мейвезером и гольфистом Тайгером Вудсом, а в 2020 году Роджер первым из теннисистов возглавил этот рейтинг. По подсчетам Forbes, за свою карьеру он заработал 1,1 миллиарда долларов, лишь около 10% из которых составляют призовые.
Солидные доходы в течение карьеры позволили Федереру позаботиться о пенсии и начать строить личный бренд. В 2003 он начал продвигать бренд RF, выпустив именной парфюм и линейку средств личной гигиены. К 2006 теннисист договорился с Nike о запуске линейки одежды под личным брендом. После года экспериментов лого с узнаваемыми инициалами швейцарца пришло в свой нынешний вид, и компания стала наносить его на одежду и обувь, в которой Роджер играл на турнирах. Позже линейка появилась в продаже, а в ассортимент добавились аксессуары, особым спросом среди которых пользовались кепки.
В 2018 году сотрудничество Роджера с Nike закончилось, и он заключил контракт с японской компанией Uniqlo. Сотрудничество было выгодным, но не без изъяна: Uniqlo не производил теннисные кроссовки, и Федереру пришлось еще некоторое время играть в Nike. Вскоре швейцарец решил инвестировать в бренд обуви On Running, который разработал для него именные кроссовки.
Инвестиция оказалась весьма удачной. Федерер вложил в компанию около 54 миллионов долларов в 2019 году, и дела у компании пошли в гору. К 2021 году выручка On Running выросла на 86%, а после выхода на американский рынок акций компания стала оцениваться в 10-11 миллиардов долларов. При этом доля Федерера в 3%, которую он получил в обмен на инвестиции, теперь стоит около 300 миллионов долларов.