КНИГА 2. ОСЕНЬ
Часть 3. Ноябрь-5
- Читаю... - Валера пробежал глазами по строчкам. - А-а... вон в чем... Парис - родственник герцога, и Меркуцио тоже родственник. А я как-то просмотрел. Ну, понятно: одному герцогскому родственнику на праздник к другому сходить можно - пусть он там с кем угодно дружит, а Ромео с Бенволио - "они со мной", да?.. - он потер висок и озадаченно посмотрел на друзей. - Слушайте... а вот на том, что Меркуцио - родственник герцога, как-то внимание не заостряется. Не знаю, как это выглядит в английском тексте, но в нашем... ну, хоть по слову пересматривай - вот не помню, что кто-то говорит про это родство! Он все время выглядит чуть ли не единственным другом Ромео - даже кузен Бенволио в тени. Друг на прогулке, друг на балу... вместо Ромео на поединок... и, наверное, все воспринимают это только так: Тибальд убивает ДРУГА Ромео, Ромео мстит за него... Но он же... я про Тибальда... убил РОДСТВЕННИКА ГЕРЦОГА!
- Он понял! - сообщила Эля Алиму.
- Кажется, я тоже, - сказал Алим. - Убил - и после этого подумал о том указе или приказе... что зачинщик побоища будет казнен. Действительно, как-то иначе все выглядит. Меня вообще-то всегда удивляло, что Ромео как-то слишком легко с ним расправился. Вроде Тибальд старше (хоть ненамного), дуэлей у него на счету явно больше, чем у Ромео... опыт... а погиб он... Как самоубийство.
- Без всякого "как", - поправила Эля. - Сам же говоришь - гонору выше крыши. Такой человек просто не мог бы позволить, чтобы ему отрубили бы голову в присутствии толпы простолюдинов. А приговор он уже сам себе подписал: родственник правителя города - это даже не Ромео или его брат Бенволио, за них бы тоже спросили - а уж за Меркуцио...
- То есть у него единственный выход - умереть во время поединка с Ромео! - взволнованно воскликнул Валера. - Вот никогда с такой стороны не рассматривал!
- Балетные режиссеры, кстати, рассматривают именно так, - сказала Эля. - Но опять же - дело в специфике: в балете нет слов - все объясняется музыкой. Эта музыка звучит... с герцогом связанная - и Тибальд поворачивается к Ромео: он готов!.. В театре... в драматическом, я имею в виду... это как-то смазывается. За счет самого текста, как ни странно. Там реплики - как монологи. И все с оскорблениями. Они там все выглядят не особенно красиво. Молодые дворяне, элита, цвет, "сливки" - а хайло раскрыли, как конюхи какие-нибудь на базаре.
Мальчишки засмеялись.
- Чего вы? - немного смутилась Эля. - Так оно и есть.
- Именно! - согласился Алим. - Просто соседство слов малость непривычное: "дворяне" и "хайло".
Валера уже в разговоре участия не принимал. Он медленно перелистывал страницу за страницей, просматривая реплики Тибальда.
- А ведь это тоже месть, - сказал он задумчиво. - В смысле, что он позволяет Ромео убить себя. По логике, Ромео должны казнить за убийство... только не Ромео ведь все это затеял - потому и не казнили, а из города выслали... А Ромео даже не понял, что его нарочно стараются посильнее раздраконить... А музыка? - Валера взглянул на Элю. - Что-нибудь сможешь сыграть? Хоть отрывок какой-нибудь.
- Конечно. Мы же обязательно отрывки наизусть учили: про персонажа какого-нибудь рассказываешь - и играешь музыку, которая с ним связана. Тибальд... Ну, "Танец рыцарей", наверное, ты слышал - его часто по радио исполняют, - Эля сыграла начало произведения.
- Слышал, - кивнул Валера. - Но запомнил не очень хорошо... ну, не настолько, чтобы мелодию от начала до конца знать... Интересно, в фонотеке нашей есть?
- Конечно! - подтвердила Эля. - Мы же там и слушали.
- У меня есть, - голосом коварного змия-искусителя сказал Алим. - Весь балет полностью. И если ОЧЕНЬ хорошо попросишь...
- Да ты что! Правда? - в один голос воскликнули Эля и Валера.
- Где взял? - с легким оттенком зависти спросила Эля. - Давно купил?
- Думаешь, там еще комплект-другой лежит? - засмеялся Алим. - Больше нет - и был в единственном экземпляре. Не поверите. В книжном магазине, летом, когда к маминому отцу ездили. В маленьком сельском книжном магазине... Продавщица так обрадовалась, что я эти пластинки забрал! Привезли - и как хочешь, так и продавай: план! Если бы там музыкальная школа была, тогда еще можно было бы надеяться, что кто-то из учителей купит - но ведь школы музыкальной нет! Но продать надо - сельских жителей к культуре приобщать.
- Да уж... распределили, - покачала головой Эля.
- Так, ты иди, пляши! - распорядился Валера. - А ты сиди, играй! А я немного поработаю... а потом, когда домой пойдем, сначала зайдем к тебе... ты же мне дня на два дашь послушать?
- Да хоть на неделю!
- Иначе я просто не засну сегодня - мне надо все это услышать. Я уже в процессе... А Эля растолкует... А вот как бы на кассеты переписать? Жалко, у меня не "комбайн.
- "Комбайн" у Борьки есть, - вспомнила Эля. - То есть, не у самого Борьки, а у мужа его сестры, но он не возражает, когда кто-нибудь к Борьке приходит что-нибудь переписывать... именно так: с пластинки.
- Ага-а... - протянул Валера. - А Петрович потом все скомпонует... Наверное, можно еще будет записать голос герцога... когда он в первом действии указ этот объявляет? И запись пустить потом - как воспоминание?. О-о, интересно должно получиться! - он потер руки в предвкушении. - С мамой еще обговорим. Все, по местам!
Мальчишки заткнули уши. Эля села за рояль и поставила на пюпитр какие-то ноты. Валера занял место перед зеркалом с таким расчетом, чтобы нечаянно не помешать Алиму, куда бы того не занесло в процессе отработки прыжков и "дорожек". Алим попрыгал минут двадцать с утяжелителем из камней, с удовлетворением отметил, что даже после двух недель таких тренировок прыжок у него стал заметно выше... надо будет сейчас посмотреть, насколько изменился танец, если танцевать уже без камней на теле... Он проделал упражнения, которые показала ему Кира, для развития гибкости кистей... надо будет встретиться с девочкой - пусть посмотрит опытным глазом и скажет, насколько правильно у него все это получается... Попробовать станцевать с саблями?..
Алим развязал пояс, снял с себя каменные "вериги" и почувствовал, что сразу сам весь стал легче. Напевая про себя мелодию "Танца Армена" вышел на "сцену"... черт! Все-таки слегка покачнулся, остановившись, когда завершилось короткое вступление. Во второй раз получилось немного лучше, зато в третий - совершенно безобразно. Тем не менее, Алим решил и выход сделать отличающимся от классического варианта: раз решился на собственную постановку - надо довести до конца. Не важно, что его никто не заставляет, и ни в каком репертуарном списке или индивидуальной программе это не отражено. Он обязательно станцует этот заковыристый, придуманный им самим танец!.. "Если пять раз подряд получится нормально - работаю первый эпизод", - решил Алим. Выход-вступление безупречно получилось четыре раза, выходя (а точнее, вылетая) в пятый раз, он снова покачнулся. Мысленно перечеркнув результат, Алим начал очередную "серию" коварного выхода. В этот раз он покачнулся на третьей попытке... Заново!.. Первый раз... второй... третий, четвертый... ПЯТЫЙ!!! Получилось. Итак, вышел... теперь прыжок - испытанный, отработанный, который почему-то так поражает зрителей... тот самый - прогнувшись... сабли над головой... теперь как в лезгинке: упал на колени, резко поднялся, сабли ушли к потолку, в этот момент он вертится на пальцах... Из двух сабель в ладонь вернулась одна - вторая пронеслась мимо руки и лязгнула о пол. Алим остановился, поднял саблю и виновато посмотрел на Элю: Валерке-то ничего - у него уши заткнуты берушами, он не слышит, а вот девочке он помешал. Эля, улыбнувшись, сделала ободряющий жест - мол, ничего страшного. Так, отрабатываем этот кусок: подъем с колен и вращение с одновременным броском сабель... Получалось через раз. Ничего, до мая время еще есть... хотя, конечно, желательно, чтобы этот танец был готов к началу апреля...
***
- Завтра проспишь! - сердито сказал сыну Николай Андреевич, когда тот в двенадцатом часу ночи приступил к выполнению домашнего задания.
- Не просплю, - пообещал Алим, что-то быстро строча в тетради.
- Ну, значит, на уроках досыпать будешь... И опять голодный.
- Не хочу, я устал... про язву не надо - у меня ее не будет. И не ворчи - отвлекаешь. Поставь лучше чайник.
- Нет, ну, что люди творческие все слегка чокнутые - это не новость. Но когда с собственным слегка чокнутым ребенком приходят еще двое таких же...
Николай Андреевич махнул рукой и отправился выполнять просьбу сына, представляя, что сейчас делается у Капраловых. Совсем недавно, минут за пятнадцать-двадцать до одиннадцати часов, вместе с Алимом пришли Валера и Эля. "На секундочку", как сказали они, - даже разуваться не стали. Алим вынес Валере большую коробку с пластинками - балет Прокофьева "Ромео и Джульетта", который вдруг потребовался Валере срочно и безотлагательно, и вот в течение той самой "секундочки", которая завершилась только что, все трое горячо обсуждали в прихожей какую-то собственную трактовку "Ромео и Джульетты"... надо сказать, довольно интересную... Нет, Николай Андреевич совершенно не собирался подслушивать разговор сына с друзьями - просто они, увлекшись, говорили все громче, так что этот разговор был слышен, наверное, во всех соседних квартирах, а также этажом выше и ниже.
- Что за срочность? - не без раздражения спросил Николай Андреевич, когда за гостями закрылась дверь. - Он не мог завтра за этими пластинками зайти? Или ты ему не мог бы в школе отдать?
- Он хочет сейчас кое-что послушать, - невозмутимо ответил Алим, сев на диван и раскрывая учебник и тетрадь по алгебре. - Ему для новой роли нужно. Мы, пока к нам шли, кое-что по дороге обсудили...
- Продолжили у нас дома, - насмешливо перебил отец. - То есть, насколько я понимаю, Валера сейчас среди ночи будет слушать музыку из балета. Если разбудит Толину сестру, Толя ему "спасибо" не скажет. Да еще другие соседи есть... Такие мультфильмы, как "История одного преступления", тоже не просто так появляются.
- Он будет в кухне слушать, - сказал Алим, одновременно читая какое-то алгебраическое правило. - У них кухонная стена на лестницу выходит, тут никто из соседей ничего не услышит. А внизу бабушка почти глухая.
- Это железнодорожники на Шекспира замахнулись? Лихо!..
- Ну, "Безумный день" у них же получился! А чем Бомарше, по большому счету, от Шекспира отличается?
- И кто же Валере достался? Ромео?
- Нет. Тибальд.
- Что-о? - Николай Андреевич засмеялся. - Да какой из него Тибальд?
- Ты, человек с высшим гуманитарным образованием, не представляешь, как может преобразиться настоящий артист! - неодобрительно взглянул на отца Алим. - Я сам сначала посмеялся... он так зыркнул!.. Если бы это был настоящий средневековый дворянин и я ему на дороге попался бы, мне, пожалуй, было бы неуютно. Тибальд! И, честное слово, гораздо лучше тех, которые и в фильме, и в фильме-балете.
- Чем же? - заинтересовался Николай Андреевич.
- Ты помнишь, какой Тибальд в фильме? Ну, в том - итальянском... Какой-то чумазый, лохматый... Такому только тыквы полоть, а не на балу танцевать. И Меркуцио мне там не нравится - недобрый какой-то. Вот этого артиста надо было на роль Тибальда утвердить - больше подошел бы. А в фильме-балете, во-первых, староват... этому танцору, наверное, лет под сорок было, когда снимался, а во-вторых, сам тип какой-то... он больше на немца похож, чем на итальянца. А Валерка, прежде всего, красивее их. Ну, и возраст более подходящий.
- Согласен. Пошли чай пить.
Садясь за стол напротив сына, Николай Андреевич вдруг обратил внимание на то, что лицо его выглядит менее смуглым, чем обычно, кожа приобрела какой-то сероватый оттенок...
- С тобой все в порядке? - с тревогой спросил он.
- А почему должно быть не в порядке? - удивленно взглянул на него Алим.
- Ты как себя чувствуешь?
- Нормально. А что?
- А то... Не нравишься ты мне что-то. И уставать ты начал слишком рано - с октября. Люди еще не раскачались на тот момент, а ты уже устал. Слушай, съешь хоть что-нибудь...
- На ночь нельзя.
- Тьфу! - раздраженно сказал отец. - Да тебе можно есть хоть круглосуточно! Уж кому - а тебе ожирение точно не грозит. Ты же скоро падать начнешь.
Алим, немного подумав, поднялся с недовольным видом, изучил содержимое холодильника, осторожно отпилил от вареной курицы два микроскопических ломтика, так же осторожно отрезал очень тонкий ломтик черного хлеба. Николай Андреевич наблюдал за ним, едва не скрипя зубами: ну, совершенно ненормальным парень стал из-за этих танцев!.. Скоро перестанет домой приходить и ночевать будет где-нибудь под станком в хореографическом зале!..
- Все, пап, я учу уроки, не отвлекай! - решительно сказал сын, за минуту покончивший со своим "ужином", и поднялся. - Завтра доругаешь.
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
______________________________________________________
Предлагаю ознакомиться с другими публикациями