Золотая осень в России. 15 мест, которые может позволить себе любой.
Есть такое славное место - зовётся Витославлицами. Почему-то многим кажется, что место это где-то там... в далёких лугах, поэтому как-нибудь потом... А почему? А потому что грамотность у населения и так не то чтобы очень. Ну и составить нормальный турплан, чтобы не про...спать большую часть времени, это отчего-то удел прямо избранных.
Облегчая жизнь любознательным, сообщаю, что Витославлицы находятся прямо в городе, в Великом Новгороде. И это такой музей под открытым небом - очень славный, интересный и красивый! Помнится, в своё время, пытаясь договориться с братом о встрече в первой половине мая где-нибудь за пределами столиц, слышала в ответ: "Не могу, у меня выгон скота". Какой, думаю, скот у него в Петербурге... Куда его выгоняют... А оно, вишь, праздник такой — "Егорий Вешний. Первый выгон скота". Его то и праздновали в Витославлицах. Запомнилось. Ну и, понятное дело, какой нормальный путешественник после таких анонсов не захочет попасть в упоминаемое место.)))
Кстати, музей категории Кижей. А Кижи для меня — место эталонное. И если что-то хоть немного как Кижи, то я туда сразу начинаю хотеть. И должна вам сказать, что даже если вы на 3 часа в город, то час - славным Витославлицам. Там хорошо в любое время, но вот осенью особенно - такая романтика русского деревянного зодчества. Музей имеет окраинное местоположение, что ему только в плюс. Работает с 10 до 17, имейте в виду.
Состоялся музей благодаря архитектору- реставратору Леониду Егоровичу Красноречьеву. К такого рода информации в развлекательных статьях относятся неоднозначно, но тут я не могу не упомянуть это имя. Ибо! Когда я готовила основательную статью про музей, то углубилась в литературу и поняла, что от этой личности невозможно оторваться. Залпом прочитала и его труды о зодчестве и формировании музея. Потрясающе интересный был человек, феноменально!
А я бы обратила ваше внимание на плетень, которым огорожена территория. Плетень — наклонный, что очень характерно для северных территорий России и Европы. Существует несколько версий возникновения именно таких изгородей. Они экономичны с точки зрения материалов и трудозатрат, не загораживают обзора, да и всякие разные злые медведи и волки через такие изгороди проникать не могут. А в ярких осенних красках он ещё и необычайно художественен. Ну, на мой восторженный взгляд:)
Первым погружением в старину в Витославлицах для меня стала часовня Кирика и Иулиты.
Интересно, что об этом храме нет документальных сведений. Всё, что о нём известно, было собрано из воспоминаний современников. Часовня стояла на высоком берегу реки Каширы в Маловишерском районе, но и сюда, говорят, её откуда-то перевезли. А вот откуда... так и осталось загадкой. Даже год постройки, 1745-й, определили благодаря специальному анализу древесины. Служили в храме только во время престольных праздников и венчаний. А в военное время красноармейцы приспособили строение под клуб.
Ещё одно наблюдение (которое обратило на себя внимание) - местечковые особенности топонимики. Хотя, пожалуй, топонимы - это отдельная тема. Жил-был Крестецкий район в Новгородской области, а в нём образовалась деревушка с названием Пырищи. Деревня была полностью старообрядческой. Нас, городчан, сим не удивишь, но... тем не менее, мы понимаем всю важность сей характеристики. Хотя бы тем, что следует ожидать определённых добротности и внешних признаков, свидетельствующих о достатке и образе жизни. Такая изба — типичная постройка для тех мест. А вот эту, конца 19 века, приобрели после обследования (!) специально для музея у её последнего владельца.
Изба старая, традиционная. Курная (топившаяся по чёрному). Освещалась через три окна, расположенных на главном фасаде и одним боковым.
Верхний ярус избы служил для хозяйственных нужд, а частично являлся сенохранилищем. Во время коллективизации и ранее в подклете располагалась деревенская лавка, для работы которой вырубили два окна. Трудился в ней первый хозяин дома.
А мемориальная история другой постройки достойна повести. Вот эта нарядная изба из деревни Рышево Новгородского района принадлежала М.Д. Екимовой.
Собственно, биография самой хозяйки в рамках этого материала нам не важна, но нужно сказать, что на момент решения о приобретении строения для музея она уже купила новый сруб и спешила приступить к строительству, торопя Управление культуры на предмет совершения или завершения "сделки". Памятники памятниками, культура культурой, но в шалаше - рай только с милым, да и то в сказках... А изба тогда напоминала уже не шалаш даже, а обветшавший сарай. Женщина оказалась настойчивой, в итоге дом продали за бесценок, по страховой оценке в 731 рубль (1969г). Что, в общем, свидетельствует об отсутствии алчности у хозяйке, понимании важности сохранения старого дома и реально существующих бытовых проблем. Взять бы другой дом, тем более что подобных изб в тех краях было в своё время множество, однако, часть перестроили основательно, а иные разобрали как обветшавшие.
Кстати, работа реставраторов по обеим постройкам была проведена колоссальная. Как для восстановления внешнего облика, так и внутреннего убранства. Интересно, что когда просили местных жителей вспомнить как выглядел фасад, то те отвечали: "обычно". В итоге воссоздать удалось, то ли благодаря, то ли вопреки) И ещё выяснилось, что до войны в избе была устроена чайная (для чего интерьер был переформирован), а в подклете магазин.
А вообще, в музее много построек с историей "на грани", когда кажется, что у них нет шансов - то хозяева отказывались продавать, то уценность установить было весьма затруднительно, то требовались масштабные реставрационные работы. Например, избу Е.И. Царёвой перевезли в Витославлицы не сразу. Достаточно долго сомневались в её археологической ценности. Старушка-хозяйка в ней давно не жила, дом ветшал, но всё ещё стоял на своём месте. А сомнения у исследователей возникли из-за отсутствия ряда характерных для того времени элементов. Оказалось, что изба перебиралась за время своего существования дважды, притом повторно местными инвалидами войны за самогон — многие оригинальные бревна были выброшены, что-то перепутано, что-то переделано... Но на деле изба оказалась очень старой — начала 19 века, и ценность её вскоре подтвердили.
Сектор Погост Витославлиц хочется назвать центральным. Храмы сектора видны издалека. Церковь Рождества Богородицы 16 века из села Передки Боровического района поистине уникальное сооружение. Первоначально исследователи датировали её более поздним периодом, но, заглянув под обшивку, обнаружили для нас красоту оригинального сооружения. Храм пережил нашествие литовских солдат.
Рассказывают, что когда солдаты ворвались в церковь и принялись её грабить, то храмовая Икона Божией Матери их ослепила. В ужасе, не находя выхода, солдаты изрубили друг друга. История эта носит статус легенды, но вот интересно, что при перевозке строения в Витославлицы в брёвнах алтаря нашли поминальную записку, сделанную скорописью 17 века, которая свидетельствует о бесчинствах оккупантов и о сопротивлении местного населения: "Помяни г(оспод)и душе усопших раб своих раб: раба своего Федора уби(ен)наго, Ивана, Кузму, Пелагие ски(м)нице, Гаврила, Агафие девице, Улиту девице, Ирин 2(х) девицъ, Еремия младенца, Евдокие де(вицу), Марие де(вицу), Марфу, мл(аден)ца Герасима убиеннаго, Феодосие, Евдокие, Анфису скимнице, Михаила от литвы сожжена. И се поминание Ивана Иванова сына Епанчина". И красными выцветшими чернилами нижедобавлено: "Ивана, Афонасия на рати убиенных, Микиту, Андрея".
С Никольской церковью из деревни Высокий Остров Окуловского района 18 века тоже не так всё просто. Нарядная и резная, она интересна своей архитектурной историей. После "Никоновской" реформы было запрещено строить шатровые церкви, которые символизировали стремление ввысь. И хотя кое-где запрет игнорировался, требовалась иная символичная форма. И решение было найдено в ярусности постройки, где ярусы уменьшались с высотой.
А ещё в секторе прекрасные пейзажи с водой, потому что берега озера Мячино веесьма живописны. Кстати, озеро соединяется протоками с Волховом.
Но, пожалуй, самым пейзажным сектором Витославлиц является Северо-Восточный. Может, причина в золотой осени, но он показался мне ну очень красивым и даже романтичным.
И вдруг постройка из Вологодской области! Выяснилось, что деревня Вахонькино Кадуйского района ранее принадлежала Череповецкому уезду Новгородской губернии. Поэтому овин — "садило" конца 19 века, использовавшийся для сушки зерновых культур, здесь и оказался.
Есть в секторе и дома. Признаюсь, мне они показались по сравнению с уже увиденными несколько простоватыми. Но вот мимо чего не смогла пройти, так это окон!
Дом Добровольских из деревни Вотроса Пестовского района возводился в двух веках. Это изба-двойня. Так его называют из-за того, что под одной крышей дом объединяет летнюю и зимнюю избы. Зимняя изба построена в 1880-х годах. Она меньшего размера. Избы объединены сенями и крыльцом. По другую сторону от крыльца уже окна летней избы — пятистенка, отстроенной в 1910 году.
За домом имеется сад, запорошенный опавшей листвой и яблоками.
Но более всего мне понравился уголок, где стоит Петра и Павла 1века из деревни Гарь Маловишерского района. Сначала я не узнала в постройке часовню. В общем, и исследователи отмечают её нехарактерный вид. Но, тем не менее. Часовня стояла даже не в деревне, а на некотором отдалении. Надо сказать, что эта часовня — типичная постройка такого плана тех лет, но с индивидуальными отличиями.
Про усадьбу Анны Орловой не буду рассказывать, прогуляйтесь. Встретите там симпатичный прудик. Хозяйка помогала финансово в восстановлении Юрьева монастыря, а после и выкупила неподалёку участок (как раз в Витославлицах), куда и переехала вскоре жить. А в доме выставочные залы и администрация.
В этой части музея приятно, прежде всего, просто гулять. А встречающиеся постройки скорее дополняют природную картину, чем доминируют. Как, например, Никольская церковь из деревни Тухоля Крестецкого района конца 17 века.
Вот так и "догуляли" до Приозёрного сектора. Центральное место здесь отдано Успенской церкви из села Курицко Новгородского района конца 16 века. Это храм-путешественник. За свою историю он не раз менял диспозицию в силу разных причин,а Витославлицы — его четвёртая дислокация.
Довелось увидеть и настоящий межевой камень. Он призван ограничивать владения Юрьева монастыря. Первое упоминание о камне можно найти в грамоте 1135 года Изяслава Мстиславовича. Считается, что речь именно об этом камне, хотя и допускают, что мог быть и предшественник:) Но в любом случае нынешнему камню тоже не "шашнадцать". В 19 веке он находился на берегу Волхова, а в середине 20-го был утрачен. Но после нашли — уже на дне Волхова. Достали и водрузили на нынешнее место.
Отсюда прекрасно виден и сам Юрьев монастырь. Ныне действует, мужской, православный. Это один из древнейших монастырей России. В своё время был духовным центром Новгородской республики.
Вот такая получилась прогулка. Очень насыщенная впечатлениями и крайне приятная по ощущениям! Каждое здание словно живой организм - со своей историей, биографией и судьбой. Друзья, если вы посетили Великий Новгород и не побывали в Витославлицах, то вы не были в Великом Новгороде!
Все фотографии в материале выполнены автором.
Спасибо за лайк, подписку и за "поговорить в комментах".
Всех обнимаю, ваша О.
#великийновгород #travel #путешествие #россия #осень #путешествиепороссии #красотавокругнас #пейзаж #история #витославлицы